https://mosstroytrans.ru ответы ищу работу на севере вахтовым методом.

Ученые выяснили, что объем рабочей памяти человека зависит от контроля внимания

Объем рабочей памяти человека зависит от способности контролировать внимание, но не от селективного внимания. К такому выводу пришел коллектив ученых из России (УрФУ, Психологический институт РАО, МГУ имени Ломоносова) и Германии, который провел исследование когнитивных факторов, определяющих индивидуальные различия в емкости рабочей памяти. Результаты исследования опубликованы в журнале Behavioral Sciences.

<br />
				Ученые выяснили, что объем рабочей памяти человека зависит от контроля внимания

По словам Александра Котюсова, емкость рабочей памяти в значительной степени определяет успехи в учебе и работе. Фото: Никита Лядов

 

Оперативная (или рабочая) память — это совокупность процессов, позволяющих хранить и временно использовать информацию, чтобы понимать речь, читать, применять математические способности, обучать и рассуждать. Является одним из видов кратковременной памяти. Ученые выяснили: чем лучше человек концентрируется, тем больше информации он может запомнить и удержать в голове.

«Рабочая память — процесс, который обеспечивает удержание информации и возможность использовать ее для других когнитивных процессов. Чтобы что-то запомнить, нужно сначала поместить информацию в рабочую память. Например, когда нам нужно запомнить и ввести шесть цифр для оплаты онлайн-заказа, сначала мы должны поместить их в рабочую память, а только потом набирать на клавиатуре. Емкость рабочей памяти, то есть то, какое количество информации мы можем удерживать, в значительной степени определяет наши успехи в учебе, работе, в решении любых задач», — говорит младший научный сотрудник учебно-научной лаборатории нейротехнологий УрФУ Александр Котюсов.

В своей работе специалисты рассмотрели два основных фактора, которые связаны с объемом рабочей памяти — контроль внимания и селективное внимание. Контроль внимания, поясняет Александр Котюсов, это процесс удержания внимания на какой-то задаче и противодействия мешающей информации. Например, способность не отвлекаться на посторонний шум во время подготовки к экзамену в людном коридоре определяется тем, насколько мы можем контролировать свое внимание. Селективное внимание — способность лучше находить важную для нас информацию или предмет среди других подобных. Например, найти ключи среди разбросанных в беспорядке вещей на рабочем столе.

Исследование провели на русскоязычной выборке из 111 человек в возрасте от 18 до 37 лет. Участники выполняли различные задания на оценку рабочей памяти: запоминали и воспроизводили ряды цифр, букв, простых цветных объектов. Для оценки селективного внимания участникам предлагали решить задачу зрительного поиска: найти одну букву L среди множества букв T. Чтобы определить способность контролировать внимание, респондентам нужно было отреагировать на какой-то один представленный стимул и проигнорировать конкурирующий (например, прочитать слово, но не обратить внимание на его противоречивый цвет или направить взгляд в определенном направлении). В итоге с помощью методов статистического моделирования ученые подтвердили, что контроль внимания и емкость рабочей памяти достаточно сильно связаны, тогда как селективное внимание и рабочая память являются независимыми процессами.

«Существует множество зарубежных исследований на подобную тему. Особенностью нашего исследования была проверка закономерностей на российской выборке. То есть мы доказали, что культурные и языковые эффекты мало влияют на когнитивные процессы. Но главная новизна в том, что мы дополнительно исследовали фактор селективного внимания: он оказался не связан с емкостью рабочей памяти. Мы привели аргумент в пользу того, что между двумя процессами все-таки нет связи», — добавляет Александр Котюсов.

В планах ученых более подробно исследовать факторы индивидуальных различий: какие могут быть различия в работе мозга у людей с маленькой и большой емкостью рабочей памяти. Такое исследование позволит создать психофизиологическую модель различий в рабочей памяти, что важно как с фундаментальной точки зрения, так и для диагностики и развития когнитивных способностей.

 

Справка

Рабочая память помогает удержать в голове нужную информацию на то время, пока мы с ней работаем. С ее помощью можно объединять долговременную и кратковременную память с данными, которые человек получает посредством зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Термин «рабочая память» ввели ученые Джордж Миллер, Евгений Галантер и Карл Прибрам в рамках теории, в которой ум человека сопоставляли с компьютером. С этим видом памяти связана знаменитая закономерность Миллера «Магическое число семь плюс-минус два», изложенная им в одноименной работе в 1956 году. Согласно этой теории, с помощью рабочей памяти человек может запомнить или повторить не больше 7 ± 2 элементов: семь букв, пять односложных слов, девять двоичных и восемь десятичных цифр. Однако недавние исследования Нельсона Коуэна показали, что рабочая память у большинства людей позволяет запомнить лишь 3–4 элемента — как, например, при запоминании номера телефона. В этом случае для удобства мы делим весь ряд цифр на блоки по 3–4 элемента.

 

Информация предоставлена пресс-службой Уральского федерального университета

Источник фото: urfu.ru

Источник: scientificrussia.ru