Раковины с сюрпризом: зоологи Лавёровского центра и ИПЭЭ РАН изучают симбиотические связи пресноводных видов азиатской фауны

Азиатские моллюски Corbicula fluminea – одни из самых успешных вселенцев в пресноводных экосистемах. Они расселились далеко за пределами Восточной и Юго-Восточной Азии – своего нативного ареала – и распространились в водоёмах Северной, Центральной и Южной Америки и Европы. Вместе с тем учёные заметили закономерность: если в европейской зоне инвазий корбикулы свободны от каких-либо «сожителей», то в нативном ареале полость раковин часто становится инкубатором для личинок насекомых, а также водяных клещей и паразитических червей трематод.

<br />
				Раковины с сюрпризом: зоологи Лавёровского центра и ИПЭЭ РАН изучают симбиотические связи пресноводных видов азиатской фауны

Корбикулы. Фото Александра Кропотина

 

Роль убежища для насекомых вряд ли как-то влияет на плодовитость этих неприхотливых корбикул-гермафродитов. По крайней мере, это демонстрирует пример недавно открытых российскими учёными в Лаосе и Таиланде двух новых ранее не известных науке эндемичных видов подёнок. Личинки крылатых насекомых находились в корбикулах, обитающих в реках Мун и Сейн Капхо. Новые виды получили наименования Symbiocloeon corbiculinus и Symbiocloeon laoensis. Это, кстати, первый зафиксированный наукой случай обнаружения в корбикулах подёнок.

«Арендаторы однушек»   

Старший научный сотрудник лаборатории синэкологии Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН (Москва) Дмитрий Палатов рассказывает, что первые представители рода Symbiocloeon были открыты в 1979 году, и до сегодняшнего дня было известно только два их вида. Оба развивались внутри раковин очень крупных моллюсков, корбикулы – значительно мельче. Ранее учёным, скорее всего, даже в голову не приходило просматривать корбикул на предмет симбиотической фауны: вряд ли в компактных раковинах живёт кто-то крупнее нематод. Поэтому сам по себе факт такой находки уже удивителен.

Директор Института биогеографии и генетических ресурсов Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лавёрова Уральского отделения РАН (ФИЦКИА УрО РАН, Архангельск) Юлия Беспалая отмечает тенденцию: в подавляющем большинстве случаев обнаруженных симбиотических связей на особь моллюска приходится только одна личинка насекомого. Своего рода эволюционно выверенная нагрузка, которая даёт подёнкам, скорее, статус сожителя-комменсала (хозяин которого не получает ни вреда, ни пользы), а не вредоносного паразита. Говоря языком ЖКХ, сносный арендатор однокомнатной квартиры.

– Личинки подёнок крепятся в районе жабр корбикул, что, очевидно, связано с тем, что насыщение кислородом и питание в этой части организма моллюска наиболее высокое, – рассказывает Юлия Беспалая. – При этом у подёнок жабры увеличены по сравнению со свободноживущими видами. Жаберные лепестки несколько разрастаются – подёнки получают больше кислорода.

По словам Дмитрия Палатова, у личинок ослаблена хитинизация жабр – они очень мягкие и широкие. Сильно видоизменены ротовые придатки – смягчены и расширены. Похоже, при такой их конфигурации легче питаться фрагментами органики с плоскости жабр. Заметно ослаблены конечности – эффективно плавать с помощью них точно не получится. Максимум – едва скользить по поверхности тела моллюска.

<br />
				Раковины с сюрпризом: зоологи Лавёровского центра и ИПЭЭ РАН изучают симбиотические связи пресноводных видов азиатской фауны

Личинки Symbiocloeon corbiculinus. А, B — личинки-самцы. C, D, E — личинки женского пола. Фото Дмитрия Палатова

 

Лишённые «боевой экипировки»

У обнаруженных в Лаосе и Таиланде личинок подёнок внешнее строение «заточено» под хозяина. Развитие на мягких структурах моллюска под защитой прочной толстостенной раковины повлияло на их облик: они лишились (кто частично, а кто и полностью) практически всех жестких элементов своего внешнего строения – крепких щетинок, шипиков и микрочешуек.

– Тело обычной личинки подёнки целиком покрыто такими микроструктурами. Виды, описанные нами, избавились от подобных атрибутов практически полностью – поверхностных хитиновых структур там минимум, – подчёркивает Дмитрий Палатов. – Они выглядят как небольшие мягкие мешочки, лежащие на жабрах моллюска.

– У новых видов подёнок нет такой «боевой экипировки», как у свободноживущих видов, поскольку они находятся в полости моллюсков, которую можно травмировать и навредить хозяину, – считает младший научный сотрудник музея центров биоразнообразия ФИЦКИА УрО РАН Александр Кропотин.

Учёные уверены, что в разных регионах Юго-Восточной и Восточной Азии – Мьянме, Вьетнаме, Камбодже, Китае и Северной Корее – обитает немало ещё не известных науке видов симбиоклеонов. Работы по этому направлению много. Особенно если учесть, что до сих пор неизвестно, как выглядят взрослые крылатые особи, как они покидают моллюска и куда откладывают яйца. Загадку представляют и родственные связи симбиоклеонов. От какой группы свободноживущих подёнок они произошли, сказать уверенно учёные пока не могут.

Статья о симбиотических связях подёнок и корбикул опубликована в высокорейтинговом международном журнале https://academic.oup.com/biolinnean/article-abstract/138/2/169/6987562. 

 

Информация и фото предоставлены пресс-службой ФИЦКИА УрО РАН 

Источник: scientificrussia.ru