Для научного развития необходимо признание полной свободы личности, личного духа, ибо только при этом условии может одно научное мировоззрение сменяться другим, создаваемым свободной, независимой работой личности.
Владимир Вернадский
Владимир Иванович Вернадский — основоположник геохимии, биогеохимии, радиогеологии и учения о биосфере. За свою жизнь он успел вырастить несколько поколений ученых, организовать новые научные направления, учреждения и комиссии, стать участником нескольких экспедиций и преобразовать общественную жизнь советских граждан. Об этих и других достижениях великого мыслителя — в нашем материале.
Академик Владимир Вернадский родился 12 марта 1863 г. Детство и юность ученого прошли в Санкт-Петербурге в семье прямых потомков литовского шляхтича Верны, воевавшего на стороне полководца Богдана Хмельницкого. Мать Владимира, Анна Константинович, происходила из русской дворянской семьи, обладала музыкальными способностями и пела в хоре при центре пропаганды русской музыки М.А. Балакирева. Отец Владимира, Иван Вернадский, вел активную политическую деятельность и в момент рождения сына уже занимал должность чиновника по особым поручениям в чине действительного статского советника, а также преподавал экономику, статистику и словесность, имел степень кандидата философии и был действительным членом Русского географического общества. Троюродный брат Владимира — Владимир Короленко, известный писатель, журналист-правозащитник, почетный академик Императорской академии наук по разряду изящной словесности. Талантливая семья оставила отпечаток в разных областях истории страны.
Владимир Вернадский, гимназист Первой Петербургской гимназии, 1878 г.
Источник: Архив Российской академии наук
Когда Владимиру было пять лет, семья Вернадских перебралась в Харьков, где мальчик получил начальное образование в Харьковской классической гимназии, а после окончания первого класса семья Вернадских совершила путешествие за границу, посетив Вену, Прагу, Дрезден, Венецию. Спустя восемь лет, в 1876 г. Вернадские вернулись обратно в Петербург. Владимир поступил в Первую столичную классическую гимназию и вскоре стал лучшим учеником. К выпуску он владел внушительным запасом знаний — свободно говорил на трех языках, читал на 15. Живо интересовался философией и историей религии, с чего начался его путь к созданию теории русского космизма. Благодаря отцу у юноши был постоянный доступ к новейшей литературе: Иван Вернадский открыл издательскую фирму «Славянская печатня» и книжный магазин на Невском проспекте.
В 1881 г. после окончания гимназии Владимир Вернадский поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, слушал лекции на математическом отделении и посещал отдельные лекции по истории и филологии. Плеяда наставников Вернадского полна знаменитых фамилий — химик Дмитрий Менделеев, ботаник Андрей Бекетов и основатель школы почвоведения Василий Докучаев, под чьим руководством Вернадский остался работать на должности хранителя кабинета минералогии и стал свидетелем формирования целой естественно-научной школы — генетического почвоведения. В годы учебы Владимир Вернадский участвовал в экспедициях. В 1884 г. он побывал в почвоведческой Нижегородской экспедиции и написал две первые студенческие научные работы, посвященные описанию ископаемых и наблюдениям над жилищами степных сурков.
«Университет имел для нас всех огромное значение. Он впервые дал свободный выход той огромной внутренней жизни, какая кипела в нас и не могла проявляться в затхлых рамках гимназии. Выход в университет был для нас действительно духовным освобождением», — вспоминал Вернадский позднее.
Еще в студенческое время Вернадский уже осознавал огромное значение науки и писал: «Ставя целью развитие человечества, мы видим, что оно достигается разными средствами и одно из них — наука. Наука доставляет сама такое обширное удовольствие, она приносит такую большую пользу, что можно было бы, казалось, остаться деятелем одной чистой науки…». Эти убеждения прочно закрепятся в его сознании, и впоследствии Вернадский всю жизнь будет бороться за свободу науки и автономность университетов.
Особое влияние на становление личности Вернадского оказало личное общение с Менделеевым. «Ярко и красиво, образно и сильно рисовал он перед нами бесконечную область точного знания, его значение в жизни и в развитии человечества, ничтожность, ненужность и вред того гимназического образования, которое душило нас в течение долгих лет нашего детства и юности. На его лекциях мы как бы освобождались от тисков, входили в новый, чудный мир, и в переполненной седьмой аудитории Дмитрий Иванович, подымая нас и возбуждая глубочайшие стремления человеческой личности к знанию и к его активному приложению, в очень многих возбуждал такие логические выводы и настроения, которые были далеки от него самого», — писал Вернадский.
В стенах университета формировались не только научные интересы, но и жизненные принципы молодого ученого. Он был участником студенческого дружеского кружка «братство», куда вошли братья Сергей и Федор Ольденбурги, Александр Корнилов, Иван Гревс, Андрей Краснов, Николай Ушинский, Дмитрий Шаховской. Члены братства считали важнейшими принципами сообщества усиленный труд, скромность в потребностях, внимание к чужим бедам, чему они и следовали всю жизнь. Участники братства стремились к распространению просвещения среди народа, а в 1884 г. Вернадский даже написал программу кружка, в котором закрепил необходимость «распространить в народе научное мировоззрение; дать ему верное представление о том, в каком положении он находится в государстве и чем он должен быть; доставить ему сведения, необходимые как в обыденных делах, так и в жизни».
В.И. Вернадский во время пребывания в Мюнхене. 1888 г.
Источник: Архив Российской академии наук
В 1888–1890 гг. Вернадский был командирован Петербургским университетом для повышения квалификации на два года за границу: в Италию, Францию, Германию, Англию и Швейцарию. Он занимался кристаллографией в Мюнхене у кристаллографа Пауля Грота, в Парижской горной школе у Анри Луи Ле Шателье, а также у Фердинанда Фуке в Коллеж де Франс. Вернадский участвовал в Международном геологическом конгрессе в Лондоне и был избран членом-корреспондентом Британской ассоциации наук, а в 1889 г. — членом Французского минералогического общества.
По возвращении в Россию В.И. Вернадский был назначен на должность приват-доцента кафедры кристаллографии и минералогии Императорского Московского университета, а затем получил степень доктора и звание профессора минералогии. В 1905 г. он был избран помощником ректора Московского университета, а также членом Всероссийской лиги просвещения, в 1906 г. — адъюнктом Петербургской академии наук по минералогии и назначен заведующим минералогическим отделением Геологического музея академии, а в 1898 г. — профессором Московского университета. За 21 год преподавания он не раз становился участником экспедиций по России и странам Европы. Вернадский издал множество курсов лекций и учебников по минералогии, кристаллографии и истории естествознания, а его ученики заняли руководящие должности на кафедрах минералогии и геологии в различных университетах страны.
Владимир Вернадский в Московском университете с учениками, 1911 г.
Источник: Wikipedia / Императорский Московский университет
В 1900-е гг. В.И. Вернадский вступает в борьбу за университетскую академическую свободу против обострившегося контроля над деятельностью преподавателей и запретов студенческих организаций. Ученый отстаивал идеи свободы личности, мысли, научного поиска. В 1911 г. из-за массового увольнения профессоров университета Вернадский в знак солидарности подал в отставку совместно с сотнями других сотрудников. Московский университет покинула почти треть его педагогического состава, что стало беспрецедентным случаем в его истории. В газете «Русские ведомости» Вернадский публикует статьи «Перед грозой» (1908) и «Разгром» (1911), в которых последовательно излагает укоренившуюся с молодости идею самостоятельности высшей школы, связанной «с высоким понятием личного достоинства, полной личной независимости в академической области, высоким положением преподавателей высшей школы в среде родной их страны». Вернадский был убежден в превосходстве ученых над министрами в их неспособности быть «униженными слугами». В 1905 г. профессор Вернадский стал одним из руководителей кадетской (конституционно-демократической) партии, сплотившей либерально настроенную интеллигенцию.
В 1909 г. благодаря Владимиру Вернадскому геохимия оформилась как наука. На 12-м съезде естествоиспытателей Вернадский выступил с докладом на тему «Совместное нахождение минералов в земной коре», что стало точкой отсчета создания новой науки. Вернадский смог разделить минералогию и кристаллографию и приблизить мир к организации биогеохимии. Созданная Вернадским Комиссия по изучению естественных производительных сил (КЕПС) до сих пор продолжает свою деятельность.
Владимир Вернадский остро ощущал социальную несправедливость и активно занимался общественной и государственной деятельностью, направленной на помощь людям: принимал участие в открытии бесплатных столовых для голодающих крестьян, был участником земских съездов, членом Государственного Совета российского парламента и даже возглавлял Министерство народного просвещения при Временном правительстве.
Оставив Московский университет, Вернадский переехал в Петербург и в 1912 г. был избран академиком Петербургской академии наук. В 1914 г. он стал директором Геологического и Минералогического музея академии наук в Петербурге. В феврале 1917 г. Вернадский был назначен председателем ученого комитета министерства земледелия и избран ординарным профессором Московского университета. В августе этого же года он получил назначение на должность товарища министра народного просвещения во Временном правительстве.
После революций 1917 г. под угрозой ареста за «контрреволюционную деятельность» Вернадский переехал с семьей в Украину. Он был избран председателем Комиссии по созданию Академии наук Украины, 27 октября — ее первым президентом, а затем перешел преподавать в Таврический национальный университет Крыма на кафедру геохимии. К тому времени Таврический университет был единственным автономным образовательным учреждением, в его стенах Вернадский вновь выступал за свободу науки, научной критики и за независимость преподавания в университете. При этом он считал, что университет должен был активно поддерживать правительство в деле возрождения страны, заботиться о возобновлении научной работы и восстановлении высшей школы. Во время ректорства ученый стремился наладить связи университета с научными центрами Европы и Америки. Однако начавшиеся с приходом большевиков в Крым внутренние реформы университета и ликвидация факультетов вынудили Вернадского отказаться от должности ректора.
На какое-то время сложный период переездов и политических репрессий по отношению к научным учреждениям затих, и Владимир Вернадский вернулся к размеренной научной деятельности. Но в 1921 г. его объявили шпионом и арестовали. За ученого вступились коллеги и сокурсники Сергей Ольденбург и Александр Карпинский, которые напрямую писали главам революции Ленину и Луначарскому. Вскоре Вернадского выпустили из-под стражи, и он уехал преподавать в зарубежных университетах вплоть до 1926 г. Профессор часто выезжал читать лекции в научных центрах Германии, Франции, Нидерландов, благодаря чему росло его мировое признание. Научные работы ученого публиковались в авторитетных европейских изданиях. В.И. Вернадский стал членом Парижской академии наук по минералогии. За время отъезда были созданы его главные труды: «Геохимия», «Автотрофность человечества», «Живое вещество в биосфере». А после возвращения он руководил научными комиссиями по изучению подземных вод, вечной мерзлоты, геологического возраста горных пород и занимался исследованиями космоса.
За несколько лет до начала Великой Отечественной войны ученый возглавил комиссию по урану в рамках ядерной программы СССР. Летом 1940 г. по инициативе Вернадского начались исследования урана для получения ядерной энергии. В поисках месторождений радиоактивных веществ ученый побывал в Закавказье, Забайкалье, Фергане, на Урале.
Первое издание книги В.И. Вернадского «La Geochimie» (Геохимия) в Париже с дарственной надписью автора К.А. Ненадкевичу. 1924 г.
Источник: Архив Российской академии наук
Академик Вернадский пересмотрел представления о биосфере и ввел в научный оборот понятие «ноосфера», под которым он понимал видоизмененную под воздействием продуктов жизни человека биосферу и вовлечение человеческого разума в геологический процесс. В 1944 г. он посвящает этой теме последнюю работу «Несколько слов о ноосфере», в которой утверждает, что человечество обретет гармонию в том случае, если будет выстраивать свое развитие в соответствии с естественными законами биосферы.
Он видел огромную роль живого вещества под которым понимал не просто живые организмы, а их систему. «Живое вещество более или менее непрерывно распределено на земной поверхности, оно образует на ней тонкий, но сплошной покров, в котором концентрирована свободная химическая энергия, выработанная им из энергии Солнца. Этот слой есть земная оболочка, которую знаменитый австрийский геолог Э. Зюсс почти 60 лет назад назвал биосферой и которая представляет одну из самых характерных черт организованности нашей планеты. Только в ней сосредоточена та особая форма нахождения химических элементов, которую мы назвали живым веществом», — пишет ученый в «Геохимии». Работам Вернадского свойствен исторический оптимизм: в необратимом развитии научного знания он видел единственное доказательство существования прогресса.
В.И. Вернадский. 1940 г.
Источник: Архив Российской академии наук
Его трудами было создано множество научных институтов, организованы новые научные направления, давшие мощный толчок в развитии страны. Жизнь Владимира Ивановича Вернадского —пример не только неустанного научного интереса к совершенно разным областям, но и самоотверженной службы на благо людей. Он оставил после себя огромное наследие, которое до сих пор развивается отечественными и мировыми исследователями. Авторству Вернадского принадлежат больше семи сотен работ в самых разных отраслях науки. Еще при жизни он удостоился множества наград, среди которых Сталинская премия I степени «за многолетние выдающиеся работы в области науки и техники» 1942 г. Память о великом ученом жива по сей день: его именем названы институты, проспекты, станции метро, и переоценить значение имени В.И. Вернадского в научном сообществе невозможно.
В 2011 г., за два года до 150-летия со дня рождения великого ученого и мыслителя В.И. Вернадского, вышел выпуск программы Сергея Петровича Капицы «Очевидное — невероятное» с участием академика Эрика Михайловича Галимова, крупного ученого-геохимика, в то время директора Института геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН, председателя Комиссии по разработке научного наследия академика В.И. Вернадского при президиуме РАН.
Беседа была посвящена идеям В.И. Вернадского, которые не теряют актуальности спустя годы, личности ученого и его историческому опыту. «Особенность Вернадского и его учений состояла в удивительной продолжительности звучания. <…> Он умел обобщить и увидеть то будущее, которое люди еще не видели. Он поднимал научную мысль на уровень ведущих факторов в развитии человечества», — говорит Э.М. Галимов.
Подробнее — в выпуске программы «Очевидное — невероятное».
«Очевидное — невероятное». Выпуск № 297. 12 марта 2011 г., ГТРК «Культура». Инновации по Вернадскому. Эрик Михайлович Галимов
Источники
Биограф. Владимир Иванович Вернадский
Wikipedia. Владимир Иванович Вернадский
Журнал «Санкт-Петербургский университет». «Университет имел для нас всех огромное значение…» В.И. Вернадский и университетское образование в России
Фото на странице: Архив Российской академии наук / Фотография К. Фишера
Фото на главной странице: Wikipedia
Источник: scientificrussia.ru