В рамках Investor Day 2023 компания Tesla представила миру своего человекоподобного робота Optimus последнего поколения. Спустя девятнадцать месяцев после первого анонса, робот собирает вещи и выполняет некоторые базовые задачи.
Нехарактерно сдержанный Илон Маск представил несколько коротких видеороликов о прототипе Optimus, отметив, что еще в октябре прошлого года его пришлось выкатывать на сцену, чтобы он просто помахал рукой публике.
«Стоит иметь в виду, что когда мы проводили Tesla AI Day 2022, эта версия Optimus вообще не ходила, — сказал Маск. — Так что темпы совершенствования здесь весьма значительны. Он, конечно, не занимается паркуром, но он ходит, и у нас есть несколько копий Optimus».
На видео видно, как Оптимус ходит — хотя и довольно медленно по сравнению с роботом Atlas компании Boston Dynamics. Он также использует свои человекоподобные руки в последовательности, в которой один робот отсоединяет руку Optmus от испытательного стенда, берет ее и переносит на рабочее место, где другой бот работает над третьим. С помощью нехитрого монтажа создается впечатление, что первый робот держит руку на месте, а второй прикручивает ее к третьему роботу в имитации производства.
С некоторой уверенностью можно сказать, что Atlas самый продвинутый человекоподобный робот на планете, и он является таковым уже много лет. Но здесь важен контекст, компания Boston Dynamics работает над биомиметическими роботами с 1992 года. Она представила своего первого человекоподобного робота PETMAN в 2009 году, и уже через два года он демонстрировал ходьбу, приседания, вставание на колени и балансирование при толчках. Дебют Atlas состоялся в 2013 году, и ему потребовалось 10 лет, чтобы научиться танцевать, заниматься паркуром и начать выполнять некоторые базовые задачи. Поэтому справедливо будет дать молодому Optimus время, чтобы наверстать упущенное.
«То, что Tesla предлагает, чего нет у других, — это то, что мы наиболее продвинуты в области реального ИИ, — сказал Маск. — Поэтому это тот же ИИ, который управляет автомобилем... Вы можете думать о машине как о роботе на колесах, а это робот на ногах. Я не думаю, что есть кто-то даже близко к Tesla в решении задач реального ИИ. Не так уж полезно иметь человекоподобного робота, если вам приходится программировать каждое его действие. Он должен уметь ходить автономно и решать задачи. Вы должны иметь возможность обучать его простым вещам, показывая визуально, что робот должен делать, или просто говоря ему, что делать. В этом наше ключевое преимущество».
«Мы также хорошо умеем проектировать вещи для производства, причем производства в масштабе, — продолжил он. — Все приводы в Optimus — это приводы Tesla, разработанные на заказ. Мы разработали электродвигатель, коробку передач, силовую электронику, очевидно, блок батарей, все остальное, что входит в Optimus. Мы были весьма удивлены, обнаружив, как мало доступного с полки. В мире существует огромное количество электродвигателей, редукторов и т.д., и мы обнаружили, что ни один из них не подходит для человекоподобного робота. Поэтому та же команда, которая разработала электродвигатели, скажем, для Model S Plaid, разработала и приводы для робота. Для практических целей это означает, что мы сможем вывести на рынок реальный продукт в масштабе, который будет полезен, гораздо быстрее, чем кто-либо другой».
Хотя это еще предстоит увидеть, это определенно отход от подхода Boston Dynamics, основанного на исследованиях и ограниченных масштабах коммерциализации. Tesla разрабатывает своего робота для массового производства с самого начала, причем достаточно полезного, чтобы стать универсальным средством экономии рабочей силы.
«Если предположить, что то, о чем я говорю, правда, по крайней мере, это правда, вопрос только в сроках, то начинаются интересные вопросы, — говорит он. — Вы можете увидеть домашнее применение роботов, безусловно, промышленное применение человекоподобных роботов. Я думаю, что мы можем превысить соотношение человекоподобных роботов и людей 1:1... Если экономика — это объем производства на человека, умноженный на количество людей, но если объем производства намного выше, а количество людей не ограничено, то каков фактический предел экономики? Мы все еще далеки от шкалы Кардашева, но мы приближаемся к ней».
Когда Маска спросили, смогут ли будущие поколения искусственного интеллекта в сочетании с человекоподобными роботами помочь Tesla преодолеть «производственный ад», он ответил, что так не считает, но признал, что даже он может остаться без работы, когда они смогут это сделать.
На 1:48:20 в видео ниже можно посмотреть презентацию Маска.
Источник: robogeek.ru