Теоретические основы непрерывного образования в контексте профессиональной подготовки специалистов

Социальные, политические и экономические процессы происходящие в окружающем нас мира, изменение запросов рынка труда, динамика изменения личностных факторов профессиональной деятельности, изменение образовательных стандартов и востребованной страной номенклатуры специальностей предъявляют к системе непрерывного образования новые требования по подготовке конкурентоспособного специалиста. Традиционное базовое формальное образование, получаемое в начале жизни, не успевает за изменениями, происходящими в мире, где по статистике знания обновляются в среднем каждые шесть лет.

Становление рыночной экономики, заставляет руководителей и собственников компаний уделять все большее внимание дополнительной профессиональной подготовке сотрудников, знакомству с новейшими инновационными методами и опытами. В большинстве случаев решение о повышении квалификации и переподготовке специалистов принимается не только с целью повышения общей квалификации, а главным образом для того, чтобы сотрудники были в состоянии решать новые проблемы, иногда достаточно специфические, которые возникают в реальной деятельности предприятий. Дополнительные профессиональные знания необходимы специалистам в связи с постоянным изменением стоящих перед ними задач и условий труда, связанных как с совершенствованием средств производства, так и с должностным ростом и изменением места работы, поэтому продолжение образования взрослыми, зрелыми людьми становится нарастающей тенденцией нашего времени, образование становится фактором социальной защиты взрослого человека, направленным на помощь адекватно ориентироваться в меняющейся экономической и политической обстановке.

Ростки концепции непрерывного образования можно обнаружить у Платона, Конфуция, Сократа, Аристотеля, Сенеки и других выдающихся древних философов [1]. Платон писал, что «образование совпадает с жизнью, но сама жизнь представляется в виде непрерывной суровой школы». Идеи непрерывного образования представлены во взглядах Вольтера, Гете, Руссо, которые связывали их с достижением полноты человеческого развития.

Первые попытки реализовать идею непрерывности образования были реализованы в ХIII-XIV вв. в городах Европы на базе так называемых "цеховых школ", которые открывались и содержались ремесленными цехами. Основателем современных представлений о непрерывном образовании признан Ян Амос Коменский, в педагогическом наследии которого содержится ядро мысли о природном равенстве людей и равенстве прав на образование, которая воплощена в наши дни в концепции непрерывного образования.

Манифестом 17 октября 1905 г. в России были провозглашены политические свободы, в том числе право на льготное существование политических партий. Наиболее крупные из них к тому времени уже имели свои цели и в области народного просвещения. Выдвигались требования распространения профессионального образования и устройства органами местного самоуправления образовательных просветительных учреждений для взрослых: народных школ, библиотек, читален и народных университетов [2].

Идея непрерывности образования получила новые интерпретации в России после 1917 г., чему способствовало формирование новой системы образования. Появлялись новые формы и виды образовательных учреждений, в том числе и для образования взрослых, повышения квалификации работающих. Особое внимание уделялось повышению квалификации и переквалификации рабочих на производстве. Так, в 1931 г. была разработана единая система обучения рабочих на производственно-технических курсах первой и второй ступеней. На первой ступени обучающийся за шестимесячный срок обучения получали новую профессию, а на второй при 10-месячном сроке обучения повышали свою квалификацию. Наиболее действенной системой внутризаводской подготовки и повышения квалификации рабочих, по мнению Васильева А. А. [3], оказалась звеньевая система производственно-технологического обучения рабочих разработанная в годы Великой Отечественной войны. Сущность этой системы заключалось в постоянном наращивании знаний, навыков и умений рабочих в последовательно возрастающих звеньях обучения для выполнения более сложных видов работ. В конце 50-х годов была снова сделана попытка разработать ступенчатую систему подготовки и повышения квалификации рабочих. Сущность ее, по определению Батышева С. Я. [4], состояла в том, «чтобы вооружить рабочих в последовательно возрастающих ступенях обучения знаниями, передовым производственным опытом и профессиональным мастерством от начального до высшего уровня квалификации по своей профессии».

Однако к концу 60-х годов прошлого века общая концепция непрерывного образования была не реализована, и не смогла стать центральной образовательной системой. Эпизодические обращения к этой проблеме основаны были скорее на интуиции отдельных ученых и практиков.

Принцип «образования через всю жизнь» был определен на 46 сессии Генеральной конференции Международной организации труда в 1962 году [5]: «Обучение является процессом, продолжающимся в течение всей трудовой жизни человека в соответствии с его потребностями как индивида и члена общества». Сам термин "непрерывное образование" впервые употребляется в 1968 году в материалах ЮНЕСКО, а после опубликования доклада комиссии под руководством Э. Фора в 1972 году принято решение ЮНЕСКО, признавшее непрерывное образование основным принципом, "руководящей конструкцией" для нововведений или реформ образования во всех странах мира.

Существуют три вида образовательной деятельности, в соответствии с терминологией принятой ЮНЕСКО:

·                    формальное образование, завершающееся выдачей общепризнанного диплома или аттестата предполагая  организацию обучения отвечающую следующим требованиям: обучение проводится в специализированных учреждениях, наличие специального подготовленного персонала, осуществление учащимися целенаправленной деятельности в обучении и получение в результате обучения систематизированных знаний, умений и навыков;

·                    неформальное образование, обычно не сопровождающееся выдачей документа, происходящее в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером и характеризуется систематизированностью обучения и целенаправленной деятельностью обучающихся;

·                    информальное образование, наша индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая нашу повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер являет собою один из действенных каналов подключения безграничного образовательного потенциала общества к системе непрерывного образования;

До сих пор, при формировании политики в области образования учитывалось лишь формальное образование, а остальным двум категориям не уделялось практически никакого внимания. Непрерывное образования делает неформальное и информальное образование равноправными участниками процесса обучения. К примеру, то, что компьютеры в первую очередь захватили сферу домашнего пользования и стали мощным ресурсом индивидуального познания мира, подчеркивает значение информального образования и доказывает его огромные резервы. Образование, полученное вне формальных институтов, максимально приближено к потребностям взрослого и общества. По мнению Хозова В. Ф. [6],   сопутствуя человеку на протяжении всей жизни информальное образование формирует систему ценностей, круг отношений и по мере перехода от одного этапа взрослости к другому возрастает роль неформальных и информальных видов образовательной деятельности.

Институт образования ЮНЕСКО в 1980 году сформулировал основные положения непрерывного образования [7]:

1)    образование длится в течение всей жизни отдельного индивида;

2)    оно приводит к систематическому приобретению, обновлению, совершенствованию и развитию знаний умений и отношений, что становится необходимым в ответ на постоянно меняющиеся условия современной жизни с конечной целью содействия самореализации каждого индивида;

3)    оно зависит в своем успешном претворении от возрастающих способностей людей и их мотивации участвовать в самонаправляемой обучающей деятельности;

4)    при этом признается значение всех имеющихся образовательных воздействий, включая формальные, неформальные и внеинституционные, т.е. непосредственные воздействия окружающей жизни.

Проблема непрерывного образования в России является одной из насущных и именно по этому теория непрерывного образования сформировалась в самостоятельную область педагогики, начиная с середины 80-х годов. Именно в этот период усилиями исследо­вателей были подробно рассмотрены описательная, диагностическая и объяс­нительная функции этой теории

В принятой Гособразованием СССР 18 марта 1989 года Концепции непрерывного образования [8] основываясь на тезисе что «дальнейшее объективное развитие техники и технологии заставляет любого профессионала постоянно "надстраивать" знания над своим прежним "базовым" образованием», закладывалась идея "стимулирования продвижения к более высоким ступеням и уровням образования наиболее способных, лучше подготовленных, активно работающих над своим совершенствованием членов общества". В концепции отмечено что, "Наметившиеся подходы к пониманию сущности непрерывного образования достаточно противоречивы. В одних случаях его отождествляют с непрерывным обучением, полагая, что достаточно механически объединить все ступени учебного процесса, чтобы устранить противоречия и тупиковые ситуации в образовании, в других - считают достаточным дополнить существующую систему новыми звеньями". Суть непрерывного образования в Концепции обозначено ясно: «всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому возможности реализации собственной программы его получения».

Непрерывное образование рассматривает процесс обучения как постоянный континуум "от колыбели до смерти" и его основой служат те базовые навыки, которые человек получает в молодости. В информационном обществе эти навыки должны быть пересмотрены и расширены. К ним надо добавить умение учиться и желание продолжать свое обучение самостоятельно.

Однако чтобы поддержать такое желание, человеку необходим позитивный учебный опыт в молодом возрасте, а также практические возможности продолжить свое обучение. Люди вряд ли захотят учиться дальше, если они имели негативный опыт в школе или вузе, если образовательные учреждения находятся далеко от дома или работают в неудобные часы, или если используемые методы не учитывают опыт взрослого учащегося и его личностные и культурные особенности. Таким образом, личная мотивация к учению и наличие разнообразных образовательных ресурсов являются основополагающими факторами непрерывного образования. Необходимо вырабатывать не только предложение, но и спрос на образовательные услуги, особенно, среди тех, кто до сих пор был неактивно вовлечен в процесс обучения.

В декларации, принятой в июле 1997 года на Международной конференции под эгидой ООН по проблемам образования, в Гамбурге, было отмечено, что в основанных на знании обществах, которые возникают во всем мире, непрерывное образование стало настоятельной необходимостью, как в рамках общины, так и в профессиональной жизни. Новые требования, предъявляемые обществом и сферой труда, обусловливают необходимость того, чтобы каждый человек продолжал обновлять свои знания и навыки на протяжении всей жизни. Главная причина таких изменений была выделена в декларации: новая роль государства и расширение рамок сотрудничества в области обучения взрослых в гражданском обществе [9].

Европейский саммит, прошедший в Лиссабоне в марте 2000 г., стал поворотным моментом в определении политики и практики Европейского Союза, где Европейская комиссия и страны-члены ЕС определили непрерывное образование в рамках Европейской стратегии занятости как всестороннюю учебную деятельность, осуществляемую на постоянной основе с целью улучшения знаний, навыков и профессиональной компетенции. Выводы Лиссабонского саммита подтверждают, что успешный переход к экономике и обществу, основанных на знании, должен сопровождаться процессом непрерывного образования - учения длиною в жизнь и были определены шесть ключевых принципов непрерывного образования [10]:

1.  Новые базовые знания и навыки для всех (цель - гарантировать всеобщий непрерывный доступ к образованию с целью получения и обновления навыков, необходимых для включенности в информационное общество).

2. Увеличение инвестиций в человеческие ресурсы (цель - значительно увеличить инвестиции в человеческие ресурсы, чтобы поднять приоритет самого важного достояния Европы - ее людей).

3. Инновационные методики преподавания и учения (цель - разработать новые методологии обучения для системы непрерывного образования - длиною и шириною в жизнь).

4. Новая система оценки полученного образования (цель - коренным образом изменить подходы к пониманию и признанию учебной деятельности и ее результатов, особенно в сфере неформального и информального образования).

5. Развитие наставничества и консультирования (цель - на протяжении всей жизни обеспечить каждому свободный доступ к информации об образовательных возможностях в Европе и к необходимым консультациям и рекомендациям).

6. Приближение образования к дому (цель - приблизить образовательные возможности к дому с помощью сети учебных и консультационных пунктов, а также используя информационные технологии).

О. В. Купцов считает, что непрерывное образование «можно понимать как своего рода мировоззрение, как взгляд на построение такой системы образования, которая позволяет каждому человеку обучаться и развиваться в течении всей жизни. Элементы – составные части этой системы представляют собой различные образовательные подсистемы и звенья, каждое из которых выполняет вполне определенные функции в процессе развития человека на разных этапах его жизни. Вместе с тем система – не просто механическое объединение ее элементов, оно как единое целое приобретает новое качество – способность развития человека на протяжении всей его жизни» [11].

Непрерывное образование, как отмечают В. Г. Онушкин и Ю. Н. Кулюткин, это реально функционирующая система учреждений, обеспечивающих возможность общеобразовательной и профессиональной подготовки человека с учетом общественных и личных его запросов [12].

Определяя непрерывное образование как непрерывное обучение, В. А. Трайнев и И. В. Трайнев отмечают, что оно являет собою «комплекс государственных, частных и общественных образовательных учреждений, обеспечивающих организационное и содержательное единство и преемственную взаимосвязь всех звеньев образования, удовлетворяющий стремление человека к самообразованию развитию на протяжении всей жизни» [13].

В современной российской и зарубежной литературе понятие «непрерывное образование» сочетается с терминами «продолжающееся образование» (continuing education); «дальнейшее образование» (further education, Weiterbildung); «перманентное образование» (permanent education); «пожизненное образование» (lifelong education); «пожизненное учение» (lifelong learning, Ieducation permanente). К понятию «непрерывное образование» тесно примыкает "возобновляющееся образование" (recurrent education), означающее получение образования "по частям" в течение всей жизни, чередование образования с другими видами деятельности, главным образом с работой. В понятие «непрерывное образование» и в сочетатающиеся с ней термины вкладывается идея пожизненной незавершенности и незавершимости образования для взрослого человека, а следовательно, объективно существующая для него необходимость оставаться в позиции ученичества.

Исследователь проблем образования взрослых С. И. Змеев определил непрерывное образование как «способ жизнедеятельности человека, процесс приобретения им необходимых знаний, умений и навыков по мере возникновения потребности в них, происходящий на протяжении всей жизни человека. Непрерывное образование – это организованное обучение, детерминированное системой факторов и условий, обеспечивающих непрерывное обучение человека» [14].

Выделим две основные причины, по которым непрерывное образование принимает важнейшее значении в жизни личности и развитии государства:

·        Современное общество стала "обществом, основанном на знании". Это означает, что информация, знания, а также мотивация к их постоянному обновлению и навыки необходимые для этого становятся решающим фактором развития, конкурентоспособности и эффективного рынка труда.

·        Сложная социально-политическая среде, где полноценное развитие личности становится невозможным без умения активно участвовать в общественных процессах и адаптироваться к культурному, этническому и языковому разнообразию. И лишь образование в самом широком понимании этого процесса может помочь успешно справиться с этой задачей.

Эти два аспекта социально-экономических перемен тесно взаимосвязаны. Они определяют две главные цели непрерывного образования: активная гражданская позиция и конкурентоспособность на рынке труда. Участие в гражданском обществе практически невозможно без успешной профессиональной карьеры, поскольку она составляет фундамент личной независимости, самоуважения и благосостояния, а значит, определяет качество жизни. Занятость становится важным параметром развития гражданского общества и благосостояния в целом. Однако и успех на рынке труда, и участие в общественных процессах требуют определенных умений и навыков и доступа к современным знаниям. Именно на это должны быть нацелены сегодня и усилия государств и действия местных организаций - социальных партнеров, и стремления каждого отдельного человека, который, в конечном счете, и является главным действующим лицом в системе непрерывного образования.

«Непрерывное образование», считают В.И.Маслов, Н.Н.Зволинская, В.М.Корнилов [15], «приоритетная проблема, вызванная к жизни современным этапом научно-технического развития и теми политическими, социально-экономическими и культурологическими изменениями, которые происходят в нашей стране. Она находится в стадии глубокого осмысления философами, социологами, педагогами, экономистами и представителями других наук». Они выделяют три  сущности непрерывного образования:

а) первый, традиционный, когда в непрерывном образовании видят профессиональное образование взрослых, потребность в котором вызвана необходимой компенсацией знаний и умений, недополученных в ходе учебы, как своеобразный ответ на технологических прогресс, поставивший труд человека в состояние функциональной безграмотности. Это по сути - компенсаторное, дополнительное образование, часть "конечного" образования (т.е. "образования на всю жизнь");

б) сторонники второго подхода рассматривают явление образования как пожизненный процесс ("учиться всю жизнь") и отдают предпочтение педагогически организованным формальным структурам (кружки, курсы, ФПК, заочное и вечернее обучение и т.п.);

в) третий подход наиболее, на наш взгляд, продуктивный, идею пожизненного образования "пропускает" через потребности личность, стремление которой к постоянному познанию себя и окружающего мира становится ее ценностью ("образование через всю жизнь"). Целью непрерывного образования в этом случае становится - всестороннее развитие (включая саморазвитие) человека, его биологических, социальных и духовных потенций, а в конечном итоге его "окультуривание", как необходимое условие сохранения и развития культуры общества.

Для того чтобы непрерывное образование стало объективной необходимостью, по мнению Т. П. Кузьминской [16], необходимо соблюдение следующих условий: существование трудовой этики; широкое использование рабочего времени на подготовку и переподготовку кадров; открытое образование для всех желающих и проектирование новой профессиональной ориентации общественных систем, соразмерных крупным общественно-историческим тенденциям развития мышления и деятельности.

Обобщив все рассмотренные подходы, под непрерывным образованием мы будем  понимать целенаправленный и осознанный процесс приобретения, пополнения, усвоение знаний, умений и навыков на протяжении всей человеческой жизни с учетом профессиональных, общественных и личных потребностей с конечной целью содействия самореализации каждого индивида. Непрерывность образования гарантирует человеку и всему обществу возможность постоянного пребывания в процессе самосовершенствования, придает человеку уверенность и ощущение полноты и бесконечности жизни.

 

Библиография:

1. Джуринский, А. Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие для вузов.// А. Н. Джуринский. - М.: Издательская группа «Форум»-«Инфра-М», 1998. -272 с.

2. Овчинников, А. В, Антология по истории педагогики в России (первая половина ХХ века): Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений // А. В. Овчинников, Л. Н. Беленчук, С. В. Лыков– М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 384 с.

3. Васильев, А. А. Подготовка квалифицированных рабочих на машиностроительных предприятиях./ А. А. Васильев. -  М.: Машгиз. – 1959. -176 с.

4. Батышев, С. Я. Производственная педагогика: Учебник для работников, занимающихся профессиональным обучением рабочих на производстве./ С. Я. Батышев. –.М.: Машиностроение. – 1984.- 672 с.

5. Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда: 1957 – 1990. Рекомендация № 117 МОТ: О профессиональном обучении//Женева: Международное бюро труда, 1991. – с. 1344-1366

6. Хозов, В. Ф. Гуманизация дополнительного образования взрослых// Диссертация кандидата педагогических наук/ В. Ф.Хозов. -  М.: РГБ. Ярославль 2003 – С.38-39

7. Cropley A. Lifelong Learning and System  of Education: an Overview // Cropley A. (eg.). Toward a System of  Lifelong Education: Some Practical Considerations. - Oxford, 1980.

8. Концепция  непрерывного  образования // Бюллетень Госкомобразования СССР. -1989.- N 7.- с.10.

9. Общество «Знание» России [Электронный ресурс] / Гамбургская декларация об обучении взрослых. -.- Режим доступа: http://www.znanie.org/docs/Hdecl.html, свободный . – Загл. с экрана.

10. Общество «Знание» России [Электронный ресурс] / Меморандум непрерывного образования Европейского Союза -.- Режим доступа: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html, свободный . – Загл. с экрана. 

11. Купцов, О.В. Непрерывное образование и его структура // Высшее образование в Европе. Т XVI N 1. Европейский центр по высшему образованию. ЮНЕСКО. - 1991.

12. Онушкин, В. Г. Непрерывное образование – приоритетное направление науки / В. Г. Онушкин, Ю. Н. Кулюткин // Советская педагогика. – 1989. - № 2. – С.88

13. Трайнев, В. А., Трайнев, И. В.  Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учебное пособие.//  В. А., Трайнев, И. В.  Трайнев– 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006 – 280 с.

14. Змеев, С. И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых/ С. И. Змеев.– М.: ПЕР СЭ, 2003. – 207 с.

15. Маслов В.И. Непрерывное образование: подходы к сущности / Маслов В.И., Зволинская Н.Н., Корнилов В.М. // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. - М., 1993. - С. 102-117.

16. Т. П. Кузьминская, Т. П. Непрерывное образование в формровании и развитии интеллектуального капитала // Т. П. Кузьминская. - Информатика и образование. - №6. – 2007. - С.22-23

Категория: Мои статьи | Добавил: birael (17.07.2012)
Просмотров: 3272 | Теги: Непрерывное образование
Всего комментариев: 0
avatar