Основы проектирования образовательных программ

Осуществление социальных и экономических реформ сделало необходимым и возможным построение в Российской Федерации информационного общества, что ставит перед системой образования задачу формирования информационной культуры у всех граждан страны и делает информатизацию отрасли одним из важнейших направлений реформы образования.

 «Информатизация как процесс перехода к информационному обществу коснулась всех сфер человеческой деятельности. Объем мирового  рынка  информационных  технологий  ежегодно возрастает. Свободный доступ к информации становится важнейшей чертой демократического общества. Уровень развития государства теперь непосредственно связан с проникновением информационных технологий во все сферы жизни. В то же время информатизация, в основе которой лежит быстро усложняющаяся техника и соответствующие ей технологии, может стать и препятствием    развитию общества из-за    возникающего информационного неравенства. Поэтому принципиально важна опережающая информатизация образования как основа развития интеллектуального потенциала страны ». [2]

 «Изменение технологической структуры общества, переход от индустриального общества к постиндустриальному, информационному обществу оказывает существенное влияние на рынок труда, номенклатуру специальностей профессионального образования и систему образования в целом. Система образования вступила в период реформ. Традиционная модель учебного процесса была ориентирована, прежде всего, на деятельность репродуктивного типа. Еще несколько лет назад о преподавателе говорили как  о человеке, транслирующем знания. Сейчас роль преподавателя в корне изменилась – это человек, организующий познавательную деятельность обучаемого, консультант, наставник, менеджер учебного процесса»[3].

Законом РФ "Об образовании" [4] определено право учителя на самостоятельную разработку рабочих программ учебных курсов и дисциплин. "В педагогических инновациях всегда существует открытая самим учителем или заимствованная новая идея, поэтому новаторский опыт должен быть осмыслен в виде идеи или концепции. В этой связи учителю необходимо овладеть научной рефлексией, которая позволяет соотносить ту или иную инновационную систему с множеством задач конкретного исследования"[5].

Учитель перестал быть пассивным исполнителем, новые нормативы в образовании позволили ему выстраивать собственный проект по реализации содержания образования. Современные примерные программы, рекомендованные Министерством Образования РФ, дают простор для педагогического творчества, отражая ведущие мировоззренческие идеи развития общества, определяя лишь основные направления реализации содержания образования и требования к организации образовательного процесса, к базовым знаниям, умениям и навыкам с учетом специфики конкретного учебного предмета. Они служат основанием для составления рабочих программ.

Существует достаточно большое количество определений программ в образовании. В большинстве зарубежных стран «учебный план, учебная программа и рекомендации к их использованию, а так же материалы по самостоятельной работе учащихся» определяются как куррикулум.

В российском образовании государственную часть куррикулума составляют Базисный учебный план (БУП) и Примерные учебные программы, на основе которых в образовательных учреждениях создаются рабочие программы, отражающие практическую и личностно-ориентированную часть куррикулума.

Перед тем, как дать определение рабочей программе необходимо разобраться в толковании тезиса "программа" в системе образования. Сам термин программа согласно словарным толкованиям (греч., programma - объявление, распоряжение) означает содержание, план деятельности, работ: изложение содержания и цели деятельности; краткое изложение содержания учебного предмета; описание алгоритма решения задач [6].

Применительно к системе образования в законе "Об образовании", равно как и в некоторых российских справочниках дано следующее определение образовательной программы - "это документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности". В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

1.   общеобразовательные (основные и дополнительные)

2.   профессиональные (основные и дополнительные).

Определение понятия рабочей программы дает В.И. Смирнов:

 «Учебная программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт с учетом необходимых требований к её построению. Это нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основ мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную духовно - ценностную направленность преподавания предмета, оценок, теорий, событий, фактов. Её можно рассматривать как проект конкретной учебной дисциплины, внесенной в учебный план. Учебная программа включает в себя: цели изучения дисциплины: содержание, обозначенное в темах, разделах; продолжительность и последовательность изучения тем и разделов: требование к изучению материала.

Примерная (типовая) программа - определяет базовые знания, умения, навыки и отражает систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера. На основе примерных программ создаются рабочие программы. Здесь к месту вспомнить такой термин как адаптация - (лат.) приспособление к изменяющимся условиям. Процесс создания рабочей программы предполагает адаптацию примерной программы к определенным условиям. Учебная программа может быть адаптирована на уровне, принципов, особенностей, атак же - целеполагания, содержания методики и т. д.

 Рабочая программа непосредственно отражает требования образовательного стандарта, в отличие от примерной, в ней описывается национально-региональный уровень, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки слушателей, отражается специфика обучения в данном образовательном учреждении, в конкретной социально - педагогической ситуации. Как правило, рабочие программа составляются преподавателями-предметниками по определенному учебному курсу» [8].

В Письме Министерства образования России от 24.06.97 г. № 12-52-91 ин/12-23 "О разработке рабочих планов по специальностям и рабочих программ по учебным дисциплинам в учебных заведениях»  рабочая программа учебной дисциплины определена как "документ, предназначенный для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки студента по конкретной учебной дисциплине рабочего учебного плана образовательного учреждения; разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно на основе Примерной программы учебной дисциплины; должна содержать требования к подготовке слушателя по результатам изучения данной дисциплины"[7].

«На основе рабочей программы может быть разработана авторская программа, которая, учитывая требования образовательного стандарта, может содержать иную логику построения учебного предмета, авторские подходы к рассмотрению тех или иных теорий, соответственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов»[8].

Мельникова И.Ю. и Петровская О.В. в своей работе «Основы проектирования» заключают следующее:

«Проектирование учебного процесса предусматривает определение уровня планирования программы. Анализ определений показывает. что в программе выделяются различные аспекты планирования и проблемы, которые возникают при проектировании. Уровень планирования программы взаимообусловлен основными положениями, общими для всех, независимо от специфики содержания образования и подхода, используемого составителем программы:

·                           тип программы

·                           соответствие нормативным требованиям

·                           рассматриваемые аспекты (методический, алгоритмический, содержательный и др.)

·                           компоненты и структура

 

Рабочая учебная программа - это документ, созданный на основе примерной программы Министерства Образования РФ. с учетом национально - региональных условии, типа образовательного учреждения, средств обучения, особенностей контингента учащихся и отражающий пути реализации содержания через авторский проект.»[19]

Главное назначение рабочей программы - обеспечение гарантии в получении слушателями обязательного минимума образования в соответствии с государственным стандартом и учетом специфики местных условий, позволяющее более, полно реализовать себя. Определяемые требования к данному документу будут основой для его построения:

ü  концептуальность - обоснованность идеи проекта,

ü  системность - взаимообусловленность компонентов программы,

ü  полнота - сохранение обязательного базисного компонента содержания образования, учет региональных и национальных особенностей, образовательных и социокультурных потребностей,

ü  целостность - необходимость и достаточность компонентов, их внутренняя взаимосвязь по отношению к цели образования, основанной на модели выпускника, анализа потребностей и возможностей школы,

ü  сбалансированность - рациональное распределение содержания образования в рамках федерального и регионального компонентов, а так же между разделами и темами программы,

ü  преемственность в реализации содержания образования,

ü  гибкость тематического планирования, наличие резервов в способах обучения во избежание перегрузки слушателя,

ü  управляемость - наличие диагностического инструментария

ü  эффективность - оценка качества обучения по данной программе.

Структурные составляющие рабочей программы которые выделяют Мельникова И.Ю. и Петровская О.В.:

1.   Пояснительная записка

a)      обоснование актуальности курса.

b)      основная идея курса (концептуальные положения), цели и задачи курса

c)      воспитательные возможности курса, подходы, принципы, специфика курса.

d)     требования к уровню компетенции слушателя окончившего курс.

e)      нормативные документы и примерные программы, лежащие в основе курса, обоснование внесенных изменений и дополнений

f)       место программы в образовательном процессе

g)      структура программы (описание частей программы их объём и взаимосвязь)               

h)      особенности контингента слушателей и условия реализации программы.

2.   Содержание программы:

a)      тематический план с указанием количества часов и формы деятельности слушателей, формы и типа контроля сроков выполнения

b)      содержание тем, основные понятия.

c)      примерный перечень заданий, практических работ, упражнений

d)     примерный перечень учебно-методического и дидактического сопровождения.

3. Краткие методические рекомендации, (средства обучения, методические и технологические аспекты управления и организации учебно-познавательным процессом, межпредметные связи, система измерения результатов).

      Именно в этом разделе можно дать рекомендации по методам обучения. Стоит вспомнить и порекомендовать возможные методы, конечно, если они применимы к данной образовательной программе и к данным формам занятий, например из широко распространенных, таких как проблемный (поисково-исследовательская деятельность), программированный (алгоритм небольших взаимосвязанных доз учебного материала), интерактивный (при помощи телевидения или компьютерных сетей как дистанционное обучение) и многих других. Каждый метод безусловно имеет свои плюсы  и минусы, поэтому в данном пункте они выступают всего лишь как рекомендации составителя образовательной программы.

4.   Учебно-методическое сопровождение.[19]

Специфика каждого предмета по содержанию, характеру применения знаний на практике по видам деятельности обуславливает вариативность структуры программы. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета осуществляется индивидуально каждым преподавателем в соответствии с его авторскими задумками.

Составитель образовательной программы должен учитывать передовые тенденции, в том числе и тенденции в формировании человеческих потребностей, интересов и ценностных предпочтений.

Рекомендуется учитывать следующие принципы формирования содержания образования [10]:

ü  соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности;

ü  единой содержательной и процессуальной стороны обучения; необходимо учитывать технологии передачи и усвоения содержания образования;

ü  структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования;

ü  гуманитаризации; связан с созданием условий для усвоения обучаемыми общечеловеческой культуры;

ü  фундаментализации; опора на осознание обучаемыми методологии познавательной и практической деятельности.

Содержание образования должно включать в себя следующие виды знаний (в порядке их иерархии);

1.                  методологические; способы научной деятельности, методы получения научного знания;

2.                  теоретические; система научных знаний об объектах, их взаимосвязях и взаимодействиях, процессах развития;

3.                  базовые; основные законы науки, раскрывающие существенные, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения между объектами и явлениями;

4.                  понятийные; тезаурус, основные понятия и термины;

5.                  оценочные; знания о нормах отношений, установленных в обществе;

6.                  фактологические; факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей.

В настоящее время профессионализм учителя определяется его способностью к диагностике, прогнозированию и моделированию педагогического процесса (В.П.Беспалько, В.А.Сластенин,  С.Д.Смирнов),  иными словами, уровнем владения проектировочными умениями.

«Новая парадигма образования, в соответствии с которой происходит индивидуализация и дифференциация, вариативность и альтернативность образовательных систем и учебных заведений, гибкость и динамичность учебно—программной документации, ее прогностичность и адаптивность к изменяющимся условиям, индивидуальным интересам и способностям обучающихся, обеспечила учителю свободу программного творчества.» [9]

 Закон Российской Федерации об образовании [4] дал образовательным учреждениям и учителям правовые гарантии в проектировании воспитательных и образовательных систем. Возросла роль творческой индивидуальности педагога. В связи с этим происходят изменения и в сфере педагогического образования.

Теоретические основы проектирования в отечественной педагогике сформулировал А.С.Макаренко. Дальнейшую ее разработку мы находим в работах Л.Ю.Гордина, И.Ф.Козлова, В.М.Коротова, Б.Т.Лихачева, И.С.Марьеико,  В.А.Леднев. и др.

Методические рекомендации по проектированию образовательных систем (созданию концепции и разработке программы развития образовательных учреждений) сделаны М.М.Поташником, В.С.Лазаревым и рядом других ученых.

Большая часть исследований проведена в области дидактического проектирования. Вопросы подготовки и планирования урока освещены    в    работах    Ю.К.Бабанского,    Г.Д.Кирилловой, Ю.Н.Кулюткина, М.И.Махмутова, Г.Е.Муравьевой,  В.А.Онищука, А.М.Сохора, Г.С.Сухобской, Н.М.Яковлева и др. Проблему конструирования учебного  курса, учебной темы рассматривают В.П.Беспалько, С.И.Высоцкая, В.В.Гузеев, В.В.Краевский и др. В    серии    работ    В.И.Загвязинского,    Н.В.Кузьминой, Т.С.Поляковой, И.П.Раченко, В.А.Сластенина, А.И.Щербакова и др., посвященных анализу структуры педагогической деятельности, дана характеристика элемента, отражающего проектирование. Представление о педагогической деятельности как процессе управления деятельностью учащихся и выделение в его механизме компонента, связанного с проектированием, характерно для исследований педагогов и психологов: С.И.Архангельского, А.И.Берга, В.П.Беспалько, П.Я.Гальперина,    Т.И.Ильиной,    А.И.Китова,    Н.Ф.Талызиной, Л.И.Уманского, В.А.Якунина и других.

Литература:

1.                 Иванов В., Шагаева Ф. Дополнительное профессиональное образование: новые подходы/Научно-педагогический журнал министерства образования РФ «Высшее образование в России» №2, 2002. с. 103-106

2.                 Торина Е. Г. Организационно-педагогические основы проектирования информационного пространства в педвузе/Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тульский государственный педагогический университет им Л. Н. Толстого. 1999.

3.                 Алсынбаева Л. Г. Система образования. Современное состояние и тенденции развития/ Аналитическая записка для семинара в ЮНИИ ИТ, 03.06.03.

4.                 Об образовании/ Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 (ред. 05.03.2004)

5.                 Сластенин В. А. и др Педагогика: инновационная деятельность/ М.,Наука 1997

6.                 Ожегов С. И. Советский энциклопедический словарь/М.,1979

7.                 О разработке рабочих планов по специальностям и рабочих программ по учебным дисциплинам в средних специальных учебных заведениях/ Письмо Министерства образования России от 24.06.97 г. № 12-52-91 ин/12-23

8.                 Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях/ Пед. Общество России, М., 2000

9.                 Лебедева Г. А. Обучение педагогическому проектированию в процессе профессиональной подготовки учителя/Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., Институт развития личности российской академии образования. 1997

10.             Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении/ М., Академия, 1999


Категория: Мои статьи | Добавил: birael (17.07.2012) | Автор: Векслер В.А.
Просмотров: 3859 | Теги: обучение
Всего комментариев: 0
avatar