Мировые тенденций защиты авторского права в интернете

Глобальная сеть Интернет сегодня стала не просто электронным набором услуг, а местом жизни, деятельности и творчества огромного количества людей.  Это океан, поглощающий в свои недра огромное количество пользователей. Во Всемирной паутине миллионы человек общаются, совершают покупки, оплачивают счета, занимаются бизнесом. Посредством Интернета любой желающий может найти информацию, интересующую его по разным отраслям науки, техники, литературы, искусства. По сведениям экспертов исследовательской группы TNS, в 2010 году число пользователей Интернета в России выросло на 14% и составило 59% россиян.  Прирост происходит за счет более старших возрастных групп, так как практически вся молодежь уже в Интернете [8]. Общее число пользователей Интернета в России составило 57 млн. человек, такие данные привела Российская ассоциация электронных коммуникаций [13].

Ресурсы Интернет содержат информацию в виде электронных документов разнообразных типов – текстовые, аудио- и видеоматериалы, графические объекты, базы данных, программы и прочее. Уникальность Интернета кроится в том, что в любое время дня и ночи, однократно или многократно можно ознакомиться с материалами Сети, копировать их и отсылать кому-нибудь. Открывшиеся возможности информационного обмена в Интернете позволяют недобросовестным пользователям использовать их в корыстных целях, совершая тем самым преступления, нарушающие авторские и смежные права. Поэтому чаще всего нарушаемые права в сети Интернет – это права на объекты интеллектуальной собственности, в частности, авторские права физических и юридических лиц.

Также к проблемам, беспокоящих российских и зарубежных правообладателей, присоединилась веб-вещание. Такое вещание с помощью своих корпоративных веб-сайтов осуществляют радиостанции и телерадиокомпании, основной деятельностью которых является сообщение результатов интеллектуальной деятельности в эфир или по кабелю. Многие порталы предоставляют доступ к просмотру не только эфирных, но и кабельных платных каналов, позволяют записывать и просматривать телепрограммы. По различным оценкам, более 5 млн. пользователей ежемесячно слушают интернет-радио [10].

Уже сформировалось целое поколение пользователей, которые считают, что материалы, выложенные в сети, не являются объектом авторского права и их можно использовать в любых целях, без согласования с автором, другими правообладателями и без каких-либо выплат. "Между тем информация - такой же объект гражданских прав, как и монитор, на котором она отображена»[6].

Присвоение авторства на размещенные в Интернете произведения, есть плагиат. Многие интернет-магазины – с удовольствием используют фотографии и описания товаров, скопированные у конкурентов. Нельзя думать, что этот контент – "ничей", кто-то же все это написал, сфотографировал. [10]

В последние годы "пиратство" приобрело массовый характер. Электронные материалы копируются, модифицируются без согласия автора, иногда их выдают за собственное творчество. Основной задачей регулирования сети Интернет должно являться в первую очередь пресечение правонарушений, восстановление прав правообладателей, т.е. мероприятия профилактического характера, и лишь во вторую очередь наказание правонарушителя. [15]

До недавнего времени вопросы правового регулирования отношений в среде Интернет не были предметом научного исследования. Лишь с начала XXI в. стали  появляться труды, посвященные правовому регулированию отношений, связанных с интеллектуальной собственностью в сети Интернет.

По мнению С.П. Гришаева, существующее разнообразие подходов, связанных с решением правовых проблем использования в сети Интернет произведений, охраняемых авторским правом, сводится к трем основным:

1) охрана авторских и смежных прав в Интернете нецелесообразна вообще;

2) охрана авторских и смежных прав в Интернете традиционными правовыми способами невозможна. Необходимо создать принципиально новый правовой аппарат для решения проблемы;

3) охрана авторских и смежных прав в Интернете традиционными способами необходима и возможна путем внесения соответствующих изменений в действующее законодательство [9].

На сегодняшний день основными источниками нарушений являются:

1. Сайты, бесплатно предоставляющие доступ к интеллектуальным ресурсам и зарабатывающие на показе рекламы посетителям.

2. Сайты, предоставляющие платный доступ к интеллектуальным ресурсам без разрешения правообладателей.

3. Легальные сервисы (социальные сети (Mail.ru, Vkontakte, Одноклассники), хранилища файлов (iFolder, Rapidshare), предоставляющие возможность пользователям самостоятельно загружать собственный контент и не осуществляющие проверку правомерности размещения интеллектуальных ресурсов.

4. Локальные сети, позволяющие обмениваться файлами между пользователями без удаленного сервера как посредника.

5. Файлообменные сети (торренты), позволяющие осуществлять прямой обмен интеллектуальными ресурсами между компьютерами пользователей.

Многочисленные сайты - торрент-трекеры, действующие в сети Интернет, не содержат самих ресурсов интеллектуальной деятельности на своих серверах, а роль администрации трекера сводится лишь к каталогизации данных и сбору статистической информации о метаданных. Однако вся деятельность торрент-трекеров, по сути, направлена на неправомерное доведение произведений до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время. Таким образом, они не только способствуют, но и в существенной мере технически осуществляют распространение медиаконтента - объектов авторских и смежных прав, однако фактически распространяют сами пользователи, предлагая для скачивания загруженный контент.

Основной проблемой воздействия на правонарушителей является то, что в большинстве своем торрент-трекеры зарегистрированы в других государствах, где и находятся их серверы. В феврале 2010 г. российский регистратор доменов Ru-Center приостановил работу домена torrents.ru на время проведения предварительного следствия по уголовному делу. Однако не прошло и нескольких дней, как портал заработал по новому адресу rutracker.org.

Почти все русскоязычные трекеры уже переехали за границу, где воздействовать на них возможно только в рамках международного сотрудничества в соответствующей сфере [15].

В 2009 г. в Европе и США начала свою деятельность GuardaLey, придумавшая сохранять IP-адреса пользователей BitTorrent, участвующих в обмене отслеживающимися материалами. GuardaLey создала для этого технические средства и стала сотрудничать с юридическими фирмами, специализирующимися на защите авторских прав. В 2010 г. в новостных лентах появлялась информация об иске американской организации US Copyright Group против пары десятков тысяч пользователей BitTorrent.

С недавнего времени наиболее крупные и известные интернет-провайдеры и интернет-порталы, чтобы не испортить свою репутацию, начали взаимодействовать с правообладателями и удалять подозрительные и спорные материалы. Так, например, торрент Rutracker.org частично отслеживает контрафактные материалы, в частности не разрешает пользователям публиковать новые фильмы, идущие в кинотеатрах и программы семейства «1С:Предприятие».

Обратимся к истории возникновения нормативно-правовых актов  регламентирующих авторские отношения.  Прусское гражданское уложение 1794 года установило, что, если подданный короля получил право издания книги, никто не может нарушить авторские права на нее. Первый общегерманский закон был издан в 1837 году. В Дании и Норвегии декрет, принятый в 1741 году и действовавший до 1814 года, предоставил авторам и их законным правопреемникам пожизненное право собственности на произведения. В Испании в 1762 году, в царствование Карла III, был принят закон об авторском праве с указанием на то, что привилегия на издание книги будет предоставляться только ее автору. В России первый закон об авторском праве относится к 1830 году. Он касался лишь литературных произведений. Музыкальные сочинения получили охрану в более поздних актах. С годами возник ряд международных документов, регулирующих отношения авторов охраняемых произведений. В первую очередь это Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений. Конвенция, подписана 9 сентября 1886 г.,  стала первой многосторонней конвенцией в мире, регулирующей отношения такого рода. Ее текст неоднократно пересматривался. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г. Она содержит общие принципы и основы охраны авторских прав.

До 1952 г. эта Конвенция была практически единственным многосторонним международным соглашением в сфере охраны авторских прав. Позже ситуация изменилась в связи со вступлением в силу Всемирной конвенции об авторском праве (принята в Женеве 6 сентября 1952 г.).

В 1996 г. в Женеве под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) разработаны и заключены два международных Договора: Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам. Оба Договора ориентированы на решение вопросов авторского права в цифровой среде. Основные понятия были заимствованы из Бернской конвенции. С 5 февраля 2009 г. Россия присоединилась к данным договорам ВОИС.

9 июля 1993 года в России был принят Закон об авторском праве и смежных правах. В 2004 г. в него были внесены изменения затрагивающие проблемы авторских прав в Интернете. Эти изменения связаны с требованиями Соглашения по Торговым Аспектам Прав Интеллектуальной Собственности (ТРИПС) и с присоединением России к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений.

Впервые законодательно введено понятие "интернет-право" в виде нового дополнительного имущественного права автора – "права на доведение до всеобщего сведения". Суть его том, что только автор имеет право сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору. [15].

В настоящее время в США и практически во всех европейских странах существует в том или ином виде законодательство, регулирующее деятельность сети Интернет. По запросу "скачать фильмы бесплатно" Google в конце списка выдает следующее сообщение: "В ответ на жалобу, полученную на основании Закона США о защите авторских прав в цифровую эпоху, мы удалили несколько результатов". Ссылка ведет к тексту жалобы и перечню html-страниц сайтов-нарушителей.

Крупнейшие интернет-провайдеры США в 2011 году договорились о совместной реализации проекта Copyright Alerts. Ее суть заключается в том, что провайдеры станут предупреждать своих пользователей, к которым имеют претензии владельцы прав на интеллектуальную собственность, о том, что, возможно, они нарушают закон. В официальном заявлении сказано, что если клиент не реагирует на предупреждения, провайдеры могут применить к нему санкции — снизить скорость подключения или заблокировать его.

Авторские права в сети интернет в Америке регулирует DMCA (англ. Digital Millennium Copyright Act) — закон США о правах на копирование. 
Акт ужесточает ответственность за нарушение авторских прав, в то же время защищая провайдеров от ответственности за действия пользователей. В соответствии с Digital Millennium Copyright Act охране подлежат все объекты авторского права, которые находятся в сети Интернет. Однако любое лицо освобождается от ответственности за их нарушение в силу незнания о нарушении. Способом уведомления о нарушении может быть письмо, телеграмма или электронная почта. И, если в разумный срок получатель предупреждения не удалит объект авторского права, к нему могут применяться нормы ответственности за нарушение, а для удаления его из сети привлекается провайдер. [12]. В Европейском Союзе действует во многом аналогичная Директива ЕС об авторском праве (EUCD).

Федеральный закон США о Copyright [5], принятый в 1976 г., в полном соответствии с международными правилами копирования содержит основанные на принципе лояльного использования положения, касающиеся репрографии. Они допускают свободное фотокопирование в целях образования, профессиональной подготовки или научных исследований, а также бесплатное фотокопирование библиотеками и архивами большей части охраняемых произведений. Это разрешено при условии, что воспроизведение или распространение осуществляются без намерения извлечь прямую или косвенную коммерческую выгоду. Закон США о защите авторского права в области частного воспроизведения предусматривает уголовное наказание за распространение пиратских копий фильмов, сделанных до официальной премьеры. При распространение копий защищенной авторским правом предусматривается лишь взыскание недополученной выгоды.

В связи с быстрым развитием экономики все больше китайских предприятий начали расширить бизнес за рубежом. Поэтому значительно возрастает необходимость защиты интеллектуальной собственности и законных интересов китайских предприятий. По указанию Ху  Цзиньтао, занимающего пост председателя КНР, был принят ряд постановлений ужесточающих контроль  над виртуальным пространством. Государственное управление КНР по делам интеллектуальной собственности и другие правительственные органы намеренны ускорить строительство информационной сети по защите интеллектуальной собственности за рубежом. [1]

Для объектов авторского права была предусмотрена обязательная регистрация. Закон  об авторском праве «Copyright law of the people's republic of china» («Закон об авторском праве КНР») был принят в 1990 г. Защита авторского права  начинается  с момента создания произведения, регистрация же служит для удостоверения времени начала охраны. Согласно положениям Закона КНР «О телекоммуникациях», китайские поставщики связи с Интернетом должны в течение 60 дней хранить все материалы своих сайтов и информацию об их посещениях, а также предоставлять эти данные по требованию полиции. Так как в соответствии со ст. 8  Договора ВОИС по авторскому праву [11] деятельность провайдеров – это простое предоставление физических средств, позволяющих сделать или осуществляющих доступ и работу в сети. Действия Интернет-провайдеров не могут пониматься как доведение до всеобщего сведения, иначе это возложит на Интернет-провайдеров обязанность проверять всю информацию, проходящую через их инфраструктуру или хранящуюся на ней. Поэтому, по мнению многих экспертов, возложение ответственности на провайдеров является некорректной мерой, которая заставляет провайдеров закрывать целые сегменты сети, опасаясь преследования за нарушение авторского права. Тем не менее, ответственность за нарушение в Китае несет не только  нарушитель, но и компания, предоставляющая услуги [7].

В Иране принимаются жесткие меры по защите авторских прав и делаются шаги по пути к агрессивной новой форме цензуры – к так называемому национальному интернету, который может в итоге отсоединить иранское киберпространство от остального мира. В феврале 2011 г., когда продемократические акции протеста быстро распространились по Ближнему Востоку и Северной Африке иранское информационное агентство сообщило, что в скором времени 60% домов и предприятий страны будут подключены к новой внутренней сети. Новая сеть изначально будет работать параллельно с обычным интернетом – у банков, правительственных ведомств и крупных компаний сохранится к нему доступ. В конечном итоге национальная сеть придет на смену всемирному интернету как в Иране, так и в большинстве мусульманских государств.

У Кубы тоже фактически есть два интернета – один для туристов и правительственных чиновников, подключенный к внешнему миру, а другой – закрытый и наблюдаемый, с ограниченным доступом, для общественного пользования. Северная Корея делает первые пробные шаги в киберпространство, создавая аналогичную двойную систему. [9]

В Великобритании интеллектуальная собственность рассматривается как общая понятийная категория. Наиболее классический пример защиты объектов авторского права в сети Интернет в праве Великобритании – Copyright, Designs and Patents Act 1988 г. В нем перечислены некоторые случаи свободного исполь­зования охраняемых произведений библиотеками и архивами, а также учебными заведениями в том, что касается отрывков из опубликованных произведений. Копирование документов, находящихся в электронной форме, разрешено в рамках лицензии на их использования. Также действует Copyright and Related Rights Regulations 2003 г. – документ, приближающий авторское право Великобритании к общеевропейскому, тезисы которого изложены в Copyright directive [2]. В документе говорится, что авторское право на тексты, кроме компьютерных программ, баз данных, или источники в оригинальном виде: художественной литературы, живописи; музыки или фильмов, не будет нарушено созданием временной копии, которая является переходной или непредвиденной, не являющейся основой и единственная цель которой состоит в том, чтобы позволить: передачу по сети между третьими лицами посредником; или законное использование; без коммерческого использования. Тексты, видео и картинки из сети являются лишь объектами, которые передаются от пользователя к пользователю, хотя это не отменяет их изначальную легальность.

Французское авторское право придерживается классической схемы «droit d'auteur», где признается преимущество личных неимущественных прав автора.  Французский закон об авторском праве (Loi sur le Droit d'Auteur et les Droits Voisins dans la Société de l'Information)[3] –  «Закон об авторском праве и интеллектуальной собственности»  2006 г. принят в соответствии с Copyright Directive. Французское авторское право защищает лишь объект, созданный интеллектуальным трудом автора. Объекты, защищенные авторским правом, выложенные в сеть Интернет, защищаются наравне с другими произведениями. Нарушение авторского права во Франции – это исключительно уголовное преступление. Во Франции отсутствует разница между нарушением французского и иностранного авторского права. Гражданство автора не имеет значения, если нарушение произошло на территории Франции.

В сентябре 2010 г. Государственная дума РФ приняла поправки в Гражданский кодекс, которые позволили применять штрафные санкции к тем, кто скачивает нелицензионный материал. В начале 2011 г. был создан первый прецедент: возбуждено уголовное дело по обвинению в нарушении авторских прав в Интернете. Его фигурантом стал пользователь социальной сети «Вконтакте». [6] C мая 2010 года российские интернет-провайдеры обязаны сообщать правоохранительным органам любую интересующую их информацию, касающуюся своих абонентов.

В России пока все же распространение информации по компьютерным сетям не имеет достаточного регулирования в рамках действующего законодательства по охране авторских и смежных прав. Также не имеется специальных законов, регулирующих деятельность именно сети Интернет во всех ее проявлениях. Однако ситуация меняется в связи с развитием экономического отношения к всемирной сети, технологиям и представляемому содержанию сети Интернет.

 

Библиография:

1.       CRI online // russian.cri.cn/841/2011/04/26/1s379599.htm (дата просмотра 09.07.11).

2.       Directive 2001/29/EC of the European Parliament and of the Council of 22 May 2001 on the harmonisation of certain aspects of copyright and related rights in the information society, OJ no. L167 of 22 June 2001, p. 10, corrected by OJ no. L006 of 10 January 2002, p. 70.

3.       Loi  n 2006-961 du 1er août 2006 relative au droit d'auteur et aux droits voisins dans la société de l'information publiée au Journal Officiel du 3 août 2006.

4.       Rhoads C., Fassihi F. Iran Vows to Unplug Internet// The Wall Street Journal, http://online.wsj.com/article/SB10001424052748704889404576277391449002016.html (дата просмотра 14.07.11) .

5.       The Copyright Act of 1976 U.S. Statutes at Large: 90 Stat. 2541 (1976). 11

6.       Большаков М. Интернет и авторские права: кто кого? // K2K news, http://www.k2kapital.com/news/567873/ (дата просмотра 04.07.11).

7.       Власенко А.В. Охрана объектов авторского права в сети «Интернет» в зарубежных странах и в российской федерации // Образование и право, 2010, № 1.

8.       Гаврилюк А. За год число пользователей Интернета в России выросло на 14% // РБК daily, www.rbcdaily.ru/2011/02/10/media/562949979689739 (дата просмотра 14.07.11).

9.       Гришаев С.П. Интеллектуальная собственность // СПС "Гарант".

10.   Данилина И.В. Информационные отношения в сети Интернет по поводу объектов авторских прав // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. N 4. С. 51 - 56.

11.   Договор ВОИС по авторскому праву от 20 декабря 1996 г. Вступил в силу 6 марта 2002 г. // Официальная публикация ВОИС №226 (R). Женева, 1997. С. 456.

12.   Кошкина Э. Конгресс США одобрил законопроект об уголовной отвественности за файлообмен Компьюлента // http://security.compulenta.ru/180629/ (дата просмотра 06.04.11).

13.   Прайм // www.prime-tass.ru/news/0/%7BFF8B6CE9-025F-41DE-85ED-2128CDB50916%7D.uif (дата просмотра 01.07.11)

14.   Судебный процесс над The Pirate Bay // ru.wikipedia.org/ wiki/ Судебный_ процесс_ над_ The_Pirate_Bay (дата просмотра 17.12.2009).

15.   Сытенко Г.И., Вилинов А.А.Актуальные вопросы регулирования отношений по охране авторского и смежных прав в сети Интернет // Культура: управление, экономика, право", 2010, № 2. 

Категория: Мои статьи | Добавил: birael (17.07.2012) | Автор: Векслер В.А.
Просмотров: 3053 | Теги: Интернет, авторское право
Всего комментариев: 0
avatar