Кто он – современный специалист по компьютерным технологиям?

Двадцатый век ознаменовался мощным технологическим рывком научно-технического процесса, вызванный появлением электронно-вычислительных машин (ЭВМ) давшие совершенно новые возможности обработки информации, позволившие автоматизировать интеллектуальные возможности человека. Появление новых технологий породило новые области знаний, такие как информатика, кибернетика, компьютика,  информациология и многие другие. Создав ЭВМ, человечество вступило в принципиально новую, доселе существовавшую только в умах фантастов, стадию своего развития, получившее название постиндустриальное или информационное общество. Мы стали жить в новом мире «информации и телекоммуникаций»[1].

 С проникновением ЭВМ в различные сферы жизни зародилась новая отрасль хозяйства – информационная индустрия. Объем информации в обществе стабильно возрастает. Компьютеры нашли свое применение для решения не только вычислительных задач, но и управленческих проблем. Человечество пришло к выводу что только путем информатизации возможно обеспечить устойчивое развитие общества [2] .

В первые годы использования ЭВМ в производстве только «избранные» высококвалифицированные специалисты получали разрешения пройти в компьютерный отдел для работы. С тех пор компьютеры стали более дружественными и распространенными. Компьютерная революция превратила компьютер в рабочий инструмент большинства профессий. Компьютерные технологии стали насыщать разнообразные сферы производства, что породило на рынке  труда новую потребность: потребность в специалисте по компьютерным технологиям.  Количество работников, занятых в сфере компьютерной и телекоммуникационной индустрии постоянно увеличивается. Информационные технологии сильно изменили облик многих отраслей промышленности и сельского хозяйства. Станки с числовым программным управлением, промышленные роботы, компьютеризированные механизмы прочно вошли в область производства. Умение работать на ЭВМ явилось обязательным условием при устройстве на работу по многим специальностям, включая рабочие. Если несколько десятилетий тому назад работа с ЭВМ была редка, то сегодня без информационных технологий  невозможно представить ни одну область деятельности. Как итог увеличивается потребность в высокообразованных специалистах.

 Компьютерные технологии прочно вошли в образование, производство, бизнес, предоставляя небывалые возможности по скорости получения и обработки информации, а также автоматизации практически всех возможных процессов. Трудно представить современную высокооплачиваемую профессию, где бы компьютер не облегчал рутинную  работу, не говоря уже о новых специальностях, использующих компьютер как основное средство производства. Не удивительно, что в последние годы первое знакомство с компьютером происходит в начальных и средних кассах школы. Компьютеризация стала важной вехой в изменении методических основ образовательной системы школы. Компьютер стал методическим инструментом всех без исключения направлений образования.

Профессиональное знание компьютерной техники стало залогом  успеха в поиске работы и развитии карьеры. Одновременно с этим возник вопрос о том, что считать базисным знанием специалиста для различных областей народного хозяйства, так как понятие «компьютерные технологии» на сегодняшний день многогранно. Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо выяснить какой смысл вкладывают в понятие «специалист по компьютерным технологиям» работники различных отраслей промышленности, какие общие запросы в умениях есть у работодателей.

Разделим условно уровни знания персонального компьютера на три группы: пользователь, продвинутый пользователь и специалист. Определим, что мы вкладываем в данные понятия::

1) Пользователь (юзер – от англ. use) – «специалист в любой  другой, кроме ИТ, знаний, пользующийся в своей работе компьютером», «малограмотный пользователь компьютера». Пользователь имеет только общее представление о ЭВМ и имеет базовые навыки работы в операционной системе, текстовом редакторе и некоторых других необходимых ему программах. Он использует лишь 5-10% возможностей компьютера [3].

2) Продвинутый пользователь – второй уровень знаний, начинается он когда «юзеру» надоедает быть «чайником» (неопытным пользователем) и хочется повысить и свой уровень, и коэффициент полезного действия  своей ЭВМ. Он начинает вникать более подробно в устройство ЭВМ и более глубоко разбираться в тех программах, которые использует в своей работе. Им используются уже от 15-20% возможностей компьютера.

3) Специалист, согласно словарю Ожегова, это «работник в области какой-нибудь определённой специальности» [4]. Он занимается информационными технологиями на профессиональном уровне. Сфер применения ЭВМ множество, поэтому стоит отметить, что и понятие «специалист» многогранно: есть специалисты по ремонту компьютеров,  наладчик программного обеспечения, веб-мастер, системный администратор, учитель информатики, программист, специалист по цифровой фотографии и многие другие. Каждый из них занимает свою нишу в «информационной индустрии». Каждый из них специалист в своей области знаний и просто пользователь в других областях.

 Поставив вопрос «Кто он – специалист по компьютерным технологиям?» мы провели опрос среди людей различных возрастов, специальностей и уровней знаний. В группу опрашиваемых входили студенты очных и заочных отделений различных по своей специфике факультетов Биробиджанского государственного педагогического института, Биробиджанского филиала Хабаровской государственной академии экономики и права.  Получив ответы и проанализировав их, можем заметить следующую закономерность: для человека, не имеющего опыт общения с компьютером вообще, специалистом по компьютерным технологиям являются представители всех трех групп, для группы пользователь специалистом является как специалист, так и просто так называемый продвинутый пользователь. Это говорит о том, что именно уровень знаний конкретного человека порождает у него представление о специалисте как человеке, чей уровень знаний больше его собственных.

В исследовании, проведенному издательским центром «Аванта» и кадровым агентством «ДИиКОН» (Москва) и описанным в «Энциклопедии профессий: Карьера в информационных технологиях» выделяются такие положения [3]:

-                       спрос на специалистов в сфере информационных технологий стабильный  – он примерно совпадает с предложением;

-                       предложение превышает спрос у специалистов по железу, начинающих программистов;

-                       в большом дефиците вакансии со свободным графиком или удаленной работой (на дому).

Внедрение ЭВМ в сферу промышленности и учреждений  вызвало потребность не только в специалистах, которые могут работать с новой техникой и выполнять на ней производственные задачи, но и в переподготовке уже существующего персонала. Функционирование таких профессий как бухгалтер, юрист, секретарь, продавец и многих других еще вчера свободно обходившиеся без знания компьютера, на сегодняшний день уже без этих знаний немыслимо. Внедрение автоматизированных станков на производство требует уже и от многих рабочих специальностей умение с ним обращаться.  Рабочим инструментом многих профессий стала ЭВМ.

Попытаемся проанализировать какие специальности на сегодняшний день самые востребованные. Аналитики издательского дома "Работа для вас" провели исследование количества запросов от работодателей, посещающих сайт www.rdw.ru в течение 30 дней сентября 2004 года [5].

В список востребованных специальностей за этот период вошли:

1. Бухгалтер - 359 запросов;

2. Главный бухгалтер - 295 запросов;

3. Секретарь, персонал офиса - 268 запросов;

4. Менеджер по продажам \ закупкам - 178 запросов;

5. Менеджер в области ИТ - 155 запросов;

6. Программисты, специалисты по компьютерам и ИТ - 151 запрос.

Каждая из приведенных выше специальностей, безусловно, требует сегодня знания ЭВМ, но только есть различия в объеме знаний. Если бухгалтеру необходимо знание бухгалтерских программ типа «1С: Предприятия», то для секретаря офиса это знание не является обязательным. Безусловно, должна существовать некая база, общность знаний, которыми должны обладать представители всех специальностей так или иначе связанные с работой на персональном компьютере.

Какими компьютерными технологиями должен владеть любой современный специалист (от секретаря в небольшой компании до директора крупного предприятия)  исследовал летом 2004 года Центр компьютерного обучения "Специалист" при МГТУ им. Н.Э.Баумана [6]:

·        Важно понимать принцип работы и устройство компьютера. Это помогает побороть страх перед сложной техникой, и без труда сделать квалифицированный выбор при покупке собственного персонального компьютера.

·        Необходимо владеть современной операционной системой - единой программной средой для выполнения необходимых прикладных задач. На сегодняшний день самая популярная в мире операционная система - Windows 98 компании Microsoft, или новейшая ее версия - Windows XP. Владение навыками работы в операционной системе - обязательный минимум для начинающего пользователя ПК. 

·        Одна из самых популярных возможностей современного компьютера - это помощь в подготовке текстов (начиная с коротких записок и кончая сложными в оформлении деловыми письмами, документами, отчетами, брошюрами и т.д.). Наиболее популярная компьютерная программа для этой задачи - тестовый редактор Word 2000 из пакета Microsoft Office, или ее новейшая версия - Word 2002. Владение расширенными возможностями Word существенно облегчает профессиональную работу секретарей, менеджеров, журналистов, писателей и т.д. 

·        Хотя нельзя говорить о знании именно текстового редактора Microsoft Word, в данном пункте, нужно говорить о знании текстового редактора аналогичного вышеназванному.

·        Проведение минимальной обработки числовой информации (составление таблиц, проведение вычислений, составление диаграмм). Необходимость в быстром и точном проведении таких операций возникает как при планировании семейного бюджета, так и в бухгалтерии, маркетинге и др. профессиональных сферах деятельности. В этом идеально помогает табличный редактор Excel 2000 из пакета Microsoft Office, или его новейшая версия - Excel 2002. 

·        Современная жизнь практически немыслима без Internet. Каждый день миллионы людей во всем мире обращаются к его неисчерпаемым ресурсам и пополняют их собственной информацией. Одна из ключевых возможностей Internet - получение и отправка электронной почты, осуществляемая, в частности, с помощью популярной программы Outlook 2000 из пакета Microsoft Office, или ее новейшей версии - Outlook 2002. Знание основных возможностей Internet и эффективное их использование актуально для любого современного пользователя ПК. 

Базовой основой для всех профессий становятся умение работать на компьютере на уровне пользователя.

Исходя из вышеперечисленных требований и запросов работодателей повсеместно формируются курсы по информационным технологиям. На сегодняшний день, в основном, повсеместно создаются следующие курсы для взрослых по подготовке и переподготовке кадров в области информационных технологий типа: «Начальная компьютерная подготовка (оператор ЭВМ)», «Специалист в области компьютерной графики и Web-дизайна»,  «Компьютерная верстка», «Прикладное программирование»,  «Специалист по ремонту и обслуживанию вычислительной технике и компьютерных сетей», «Системный администратор», «1С:Предприятие».

Так же существуют множество дополнительных, разнообразных курсов для повышения квалификации специалистов различных направлений, такие как: «Информационные технологии в делопроизводстве», «Правовая информатика», «Информационные системы в экономике», «Информационные технологии в управлении безопасностью жизнедеятельности», «Компьютерные информационные технологии в документационном  обеспечении управления», «Информационные технологии в образовании» и многие другие.

Целью преподавания данных курсов является получение слушателями знаний, умений и навыков, необходимых для повышения эффективности профессиональной деятельности за счет использования новых информационных технологий.

Курсы дополнительного образования в основном направлены для:

·        Специалистов желающих повысить свою квалификацию;

·        Желающих сменить профессию на новую, пройдя переквалификацию;

·        Безработных, с целью стать более востребованными на рынке труда;

·        Интересующихся данной тематикой.

Анализ этих данных приводит к выводу, о том, что базисные знания, требуемые во многих отраслях к специалисту по компьютерным технологиям, есть ни что иное, как знания продвинутого пользователя ЭВМ. Значит, основу образовательного процесса должны строить по указанным направлениям, особо учитывая прикладную направленность. Система образования должна гибкой и быстро реагировать на изменяющиеся потребности рынка труда и технологические преобразования, что особо применительно к компьютерным технологиям как  прогрессирующей области знаний.

 Растет насыщенность рынка в работниках получивших базисные знания ЭВМ. Ведь сегодня практически в каждом учебном средне-специальном заведении, вузе учат работе с компьютером, а во всех ведущих классических и технических университетах ведется плановая подготовка специалистов по разнообразным направлениям информационных технологий, вычислительной техники и средств телекоммуникаций. Профессии связанные с информационными технологиями стали наиболее популярными у подрастающего поколения.

Интенсивное развитие индустрии ЭВМ постоянно требует специалистов новых направлений. Базовые знания становятся  лишь основой для продвижения вперед.  Взяв за основу общую базу, описанную выше, и присущую только пользователю, готовятся профессиональные специалисты по различным направлениям. Во многих вузах страны создаются кафедры информационных технологий выполняющих эту задачу. Исследуя уровень технологического развития  на сегодняшний день, запросы работодателей и анализируя структуру рынка труда, создаются новые образовательные программы для обучения специалистов новых профессий, появляются новые программы для обучения системных и прикладных программистов, администраторов (системных и вычислительных систем) и многих других. На рынке пользуются огромным спросом именно те, кто обладает именно профессиональными знаниями, то есть. те, кого можно назвать «специалист по компьютерным технологиям» или профессионал.

Что же должен знать и уметь профессионал. Попытаемся сформулировать общее, собирательное представление о нем:

·        Знать в совершенстве аппаратную архитектуру ЭВМ, принципы работы всех систем. Должен уметь выяснить причину программного или аппаратного сбоя системы и уметь быстро исправить  сбой и привести систему к функционированию в полном режиме. Он должен «держать руку на пульсе» всех новый изменений в аппаратном обеспечении.

·        Уметь анализировать объекты автоматизации, составлять математическую модель, разрабатывать алгоритмы. Определять информацию, подлежащую обработке на ЭВМ, ее объемы, структуру, макеты и схемы ввода, обработки, хранения и выдачи информации. Знать методы защиты и контроля  информации.

·        Знать возможности основных операционных систем. На сегодняшний день существует многообразие операционных систем и версий одних и тех же операционных систем, поэтому переход организации с одной версии на другую или с одной операционной системы на другую не должен застигнуть профессионала  врасплох. Кроме этого он должен сам руководствуясь принципам целесообразности обновлять операционные системы на компьютерах предприятия для повышения эффективности работы организации.

·        Знать основы программирования, в совершенстве знать несколько языков программирования высокого уровня. Уметь самому, основываясь на языках программирования, создавать программные продукты позволяющие решить производственные задачи или повысить эффективность работы. Составлять полную техническую и пользовательскую документацию на разработанные программные средства.

·        Проводить отладку и корректировку не только разработанных программ, но и разработанных другими и применяемыми в производстве программных продуктов.

·        Знать Web-дизайн. Уметь при необходимости создать Web-сайт предприятия

·        Обладать большими возможностями самообразования, позволяющие ему изучить за короткое время новый язык программирования, новый программный продукт, новое аппаратное и периферийное средство.

·        Уметь обучить основам компьютерной грамотности, уметь доступно объяснить материал.

·        Уметь грамотно и быстро составить производственное задание, время на производство работ и выбрать оптимальное устройство, программный продукт или язык программирования  для его реализации.

·        Уметь работать с Интернетом и компьютерными сетями, знать принципы настройки сетевых ресурсов.

·        Иметь гибкость мышления, позволяющая с легкостью перестраиваться с задачи одного типа на задачу совершенно другого типа.

·        Знать технический английский на уровне чтения и письма. Многие программные продукты, языки программирования и инструкции к аппаратным средствам не всегда русифицированы и необходимо знать технический английский, для того чтобы понимать их.

·        Должен самостоятельно находить и знакомиться с информацией о последних программных разработках, достижениях в сфере информационных технологий и повышать свой квалификационный уровень.

 

Подытожив этот перечень можно сказать, что профессионал должен уметь обследовать, разрабатывать, программировать, внедрять, сопровождать и поддерживать программное обеспечение и поддерживать в полнофункциональном состоянии аппаратные средства.

Полученное нами представление очень громоздко и собирательно, в итоге у меня получился суперчеловек умеющий и знающий все, но ведь такие специалисты редки. Поэтому необходимо для себя отметить и ввести более разграничительное понятие – профессионал в определенной области компьютерных технологий. Ведь человек являющийся прекрасным программистом может просто не обладать какими то художественными навыками и поэтому он не сможет стать прекрасным компьютерным графиком, но это не уменьшает его квалифицированность и профессионализм в своей области знаний. Мир компьютерной индустрии многообразен и разнолик, каждый может найти здесь свою нишу и стать специалистом в ней. Специалист по компьютерным технологиям  это человек, обладающий глубокими знаниями в своего направления, он должен обладать  знаниями и умениями необходимыми для решения  конкретных задач своей области знаний.

 

Библиография:

1. Курбаков К.И. Компьютика, информатика и информациология. Проблемы развития и соотношения // Компьюлог. Российский журнал по информатике. – 2004. - №5. – С. 3-7.

2. Лазарев И.А., Лазарев К.И. Информационное общество – проблемы и их решения // Компьюлог. Российский журнал по информатике. – 2004. - №4.-  С. 4-9 .

3. Карьера в информационных технологиях / Вед. ред. А. Элиович, отв. ред. М. Шинкарчук. - М.: Аванта, 2003. -  368 с.

4. Ожегов. Словарь русского языка / М.: Оникс 21 век, 2004. - 1200 с.

5. Рейтинги самых нужных работников // http://www.mainfas.narod.ru/reit.htm

6. Центр компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им Н.Э. Баумана //  http://www.specialist.ru

Категория: Мои статьи | Добавил: birael (17.07.2012) | Автор: Векслер В.А.
Просмотров: 5726
Всего комментариев: 0
avatar