Дополнительное образование взрослых в эпоху постиндустриального «информационного» общества

Двадцатый век ознаменовался мощным технологическим рывком научно-технического процесса, вызванный появлением электронно-вычислительных машин (ЭВМ) давшие совершенно новые возможности обработки информации, позволившие автоматизировать интеллектуальные возможности человека. Появление новых технологий породило новые области знаний, такие как информатика, кибернетика, компьютика,  информациология и многие другие. Создав ЭВМ, человечество вступило в принципиально новую, стадию своего развития, получившее название постиндустриальное или информационное общество. Мы стали жить в новом мире «информации и телекоммуникаций».

 С проникновением ЭВМ в различные сферы жизни зародилась новая отрасль хозяйства – информационная индустрия. Объем информации в обществе стабильно возрастает. Компьютеры нашли свое применение для решения не только вычислительных задач, но и управленческих проблем. Человечество пришло к выводу, что только путем информатизации и развития информационных технологий, возможно, обеспечить устойчивое развитие общества.

Информационные технологии прочно вошли в образование, производство, бизнес, предоставляя небывалые возможности по скорости получения и обработки информации, а также автоматизации практически всех возможных процессов. Трудно представить современную высокооплачиваемую профессию, где бы компьютер не облегчал рутинную  работу, не говоря уже о новых специальностях, использующих компьютер как основное средство производства. Не удивительно, что в последние годы первое знакомство с компьютером происходит в начальных и средних кассах школы. Компьютеризация стала важной вехой в изменении методических основ образовательной системы школы. Компьютер стал методическим инструментом всех без исключения направлений образования.

В России происходит становление постиндустриального «информационного» общества. Его отличительной чертой является перемещение центра в общественном разделении труда из сферы материального производства в сферу обработки и использования информации. В новых условиях коренным образом изменяются требования, предъявляемые к персоналу организации. Современный специалист, чтобы ориентироваться в нарастающих информационных потоках, должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью ЭВМ и телекоммуникаций. Это обеспечивает высокую мотивацию изучения ИТ и высокий спрос на обучение. Все большее число государственных и частных структур проявляют заинтересованность в вопросах подготовки специалистов в области ИТ.  Главной проблемой остается повышение уровня профессиональной подготовки работников, в контексте обладания ими знаниями в области информационных технологий  и приведение его в соответствие требованиям российских и зарубежных компаний. Как показывает практика, даже подготовленный специалист нуждается в периодическом повышении квалификации.

Информационная и коммуникационная компетентность специалиста определяется, как способность использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее поиска, организации, обработки, оценки, а также ее продуцирования и передачи (распространения), которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях.

В качестве базовых профессиональных компетенций специалиста в области информационных технологий Н. И. Рыжова, М. В. Литвиненко и В. И. Фомин предлагают [1]:

·         компетентность в области организации и протекания информационных процессов выпускника учебного заведения;

·         компетентность в области свойств и характеристик информации (прежде всего, профессиональной);

·         компетентность в области использования и разработки  основных типов информационных систем;

·         компетентность в решении профессиональных задач, базирующихся на использовании информационных технологий и технических навыков взаимодействия со средствами автоматизации профессиональной деятельности.

Дополнительное образование взрослых обрело новое значение в связи с тем, что возросли общие социально-экономические требование к качеству ИТ-образования и поддержанию профессиональной готовности ИТ-специалиста. 

На сегодняшний день в системе дополнительного образования взрослых организуются следующие курсы для взрослых по подготовке и переподготовке кадров в области информационных технологий: «Начальная компьютерная подготовка (оператор ЭВМ)», «Специалист в области компьютерной графики и Web-дизайна»,  «Компьютерная верстка», «Прикладное программирование»,  «Специалист по ремонту и обслуживанию вычислительной технике и компьютерных сетей», «Системный администратор», «1С: Предприятие». Так же существуют множество курсов для повышения квалификации специалистов различных направлений, такие как: «Информационные технологии в делопроизводстве», «Правовая информатика», «Информационные системы в экономике», «Информационные технологии в управлении безопасностью жизнедеятельности», «Компьютерные информационные технологии в документационном  обеспечении управления», «Информационные технологии в образовании» и многие другие.

Целью данных курсов является получение слушателями знаний, умений и навыков, необходимых для повышения эффективности профессиональной деятельности за счет использования новых информационных технологий.

Курсы дополнительного образования сферы информационных технологий в основном направлены следующим категориям:

·         специалисты желающие повысить свою квалификацию;

·         желающие сменить профессию на новую, пройдя переподготовку;

·         безработных, с целью стать более востребованными на рынке труда;

·         интересующихся данной тематикой.

В области дополнительного образования делаются первые шаги. Имеется только предварительный Перечень программ дополнительного образования по направлению ИТ [2], составленный Министерством образования, где определенны государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации:

  «Специалист в области компьютерной графики и Web-дизайна (Web-дизайнер)»;

 «Системный инженер (специалист по эксплуатации аппаратно-программных комплексов персональных ЭВМ и сетей на их основе)»;

 «Разработчик профессионально ориентированных компьютерных технологий»;

   «Менеджер наукоемких технологий».

По мнению  В. А. Сухомлина [3] к недостаткам существующих программ дополнительного образования можно отнести:

1)отсутствие четко определенных квалификационных требований к выпускникам этих программ;

2) отсутствие системного подхода к изучению ИТ в целом, в частности, отсутствие курса, изучающего систему стандартов в ИТ, глобальные концепции развития ИТ, фундаментальные модели, языки и методы системы стандартов;

3) упрощенный уровень изучения отдельных дисциплин, во многом из-за недостаточной базовой подготовки, отсутствия знаний по системе стандартов ИТ;

4) недостаточный почасовой объем конкретных рабочих программ (существенно менее 1000 аудиторных часов);

5) часто практикуемый перезачет необоснованно большого количества часов по программированию, пройденных по основной образовательной программе;

6)  заниженные требования к выпускной работе;

7) отсутствие целостности между программами дополнительного образования.

Все эти недостатки снижают эффективность, а в итоге, и престижность дополнительного ИТ-образования.

Перспективным, является интеграция усилий учреждений высшей школы с индустриальными специализированными учебными центрами для разработки и реализации на практике совместных учебных программ дополнительного образования.

Такая форма развития дополнительного профессионального образования обладает рядом достоинств, обеспечивая:

- фундаментальность академического профессионального обучения, реализуемого силами опытного профессорско-преподавательского состава вузов;

-    эффективность практического освоения современных технологий на базе  специализированных тренинговых учебных центров, высокий уровень соответствующих учебно-методических материалов;    

-   актуальность и непосредственную целевую применимость результатов обучения;

- использование совместных ресурсов вузов и учебных центров для разработки реализации программ;

- соответствие учебных процессов, реализуемых в рамках совместной деятельности, как требованиям государственных образовательных стандартов, так и современным индустриальным требованиям;

- использование ресурсов образовательного менеджмента индустриальных учебных центров для продвижения совместных учебных программ на рынке услуг дополнительного профессионального образования;

-    получение выпускниками программ дополнительного образования как диплома государственного образца о присвоении дополнительной квалификации, так и сертификатов, в том числе международных (в случае успешной сдачи сертификационных экзаменов).

 

 

 

 

Таким образом, мы можем сделать вывод о том что, возникшую проблему нехватки специалистов хорошо владеющих системой знаний в области информационных технологий и умеющие их применять для выполнения конкретных задач, необходимо решать при помощи организованной системы подготовки и повышения квалификации специалистов выработав для нее интегрированную информационную среду обобщающую запросы регионального рынка труда, тенденции развития сферы информационных технологий и возможности современного учреждения дополнительного профессионального образования .

 

Библиография:

1.                   Н.И. Рыжова, М. В. Литвиненко, В. И. Фомин  Профессиональная компетентность специалиста в области информационных технологий //Информатика и образование, № 8. – 2007.- С 121-122

2.                   Письмо Минобразования РФ от 26 февраля 2002 г. N 14-55-130ин/15 "О дополнительных квалификациях / ОвД. Межведомственный информационный бюллетень, 2002 г., N 18

3.                   Сухомлин В.А. «Как улучшить ИТ-образование» /Открытые системы. 2003, №2, 55-58.


Категория: Мои статьи | Добавил: birael (17.07.2012) | Автор: Векслер В.А.
Просмотров: 884 | Теги: дополнительное образование
Всего комментариев: 0
avatar